Семейное обучение Женьки 1

Sep 05, 2013 00:03

Оформляем перевод Женьки на семейное обучение. Начали с ним заниматься.
Буду сюда выкладывать рефлексию на тему. Потом будет над чем подумать.

3 сентября

Первый день занятий с Женькой провели.

Утром прогулялись - поговорили про понятие "образование" и его связь с "образом". Набросали вместе первый целевой образ - каким Женька намерен стать. Для первого раза хорошо и ему понравилось.

На прогулке исследовали попавшийся под руку вьюнок - ставим научное мышление. Вечером в той же технике исследовали учебник. Обсудили, что это инструмент и что правила русского языка - тоже инструменты.

Вместе написали алгоритм освоения правил, с учётом того, что в учебнике они описаны плоха и надо искать другие трактовки в интернете.

Сходили в школу - взяли информацию по программе. Взяли учебники. Завтра эту программу "распаковывать" - структурировать в формате удобном для восприятия и управления процессом.

Подтягиваем азы и базовые навыки. В процессе, учится преодолевать трудности - прокачивает волю. Тут сильно помогла наша совместная прогулка на 13 километров - там преодоление трудностей первый раз обсуждали. И там оно было весьма наглядным.

4 сентября

Занятия с Женей два раза в неделю. Вчера и сегодня занимался я. Завтра будет Ленка.
Пишу, что было сегодня.

1. Погулять вместе не сходили - весь день лил дождь. Вместе с этим упустил тему исследований. Жаль, но не критично.

2. Вчера обсудили с Женей язык, как инструмент. Как всегда, я задавал наводящие вопросы, а Женька сам раскапывал смыслы. Обсудили, что правила языка нужны, для того, чтобы понимать друг друга. Обсудили пример "казнить нельзя помиловать", как пример ошибки в понимании. Сегодня это сильно пригодилось. Об этом напишу ниже.

3. "Распаковывали" вместе с Женей программу, которую ему надо пройти в официальной школе.
Нужно было разобраться, как придется отчитываться по формальным признакам и как это встроить в свою программу.

Для этого, раскапывали содержание по каждому предмету:
- Открывали содержание учебника;
- Женя читал и диктовал мне пункты в содержании;
- Я записывал в mindmap РОВНО ТО, ЧТО ДИКТОВАЛ Женя. Со всеми ошибками, которые у него возникали при чтении. Ошибок было много, т.к.чтение у Жени пока очень медленное и не аккуратное - глотает слоги, додумывает слова с изменениями и т.п.
- Если Женька делал ошибку, я ему говорил: "Сравни и найди ошибку". Он сам сравнивал исходный текст с напечатанным и находил. Я ему практически не помогал.
- В процессе обсуждали суть пунктов в содержании

Весь процесс был разбит на два этапа  - утром и вечером.
Результаты интересные:
а) Когда Женя находил ошибки - мы сравнивали суть того, что он продиктовал и того, что было в исходном тексте. Тут очень пригодилось "казнить нельзя помиловать". На глазах у парня появлялось осознание, как пара букв может совсем изменить смысл. В процессе много смеялись.
б) У Жени существенно возросла аккуратность чтения. Если утром он часто ошибался, то вечером читал очень ровно и ошибок делал меньше.
в) Возросла скорость чтения. Здесь помогло чтение, как практика преодоления трудностей.
г) И мне и Женьке стал более понятен объем и содержание официальной программы.  Пока - на уровне первых ощущений. У меня ощущения забавные - я никогда раньше не разбирался полностью в школьной программе.
д) Стало понятно качество и содержание учебников. Плохо. Криво, мало и фрагментарно.
- В русском языке определения вообще не читабельны и не понятны;
- Математика - странная. Буду разбираться, но мне не нравится;
- Гуманитарные учебники все заточены под православие, в плохом смысле этого слова
Под это же заточен окружающий мир. Здесь же большой пласт искажений в представлении истории. Грустно;
- Из хороших учебников - только информатика - содержательно, связно и внятно.

4. Вчера выделяли с Женькой, что для него представляет основные трудности. За базу выделили.
- Медленное чтение
- Медленное письмо
- Способность к концентрации
- Внимательность
- Способность преодолевать трудности

5. Сегодня Женька практиковался эти трудности преодолевать: Читал текст из учебника. Писал прописи. Постепенно наращиваем темп.
Что характерно - парень берётся сам за задачи, от которых раньше бежал. И сам их спокойно решает без внешнего давления.
Хорошо, кстати, работает сам подход: "ну это просто трудность - её надо просто преодолеть".
При обсуждении задач снимает все споры, когда ребёнку не хочется чего-то делать.

6. Продолжаем восстанавливать азы в математике. Учили таблицу умножения. В процессе выяснилось, что Женька толком не умеет складывать и вычитать двузначные числа. Теорию знает, но делает всё крайне медленно.

Чтобы уйти от этой проблемы играем с ним в простую игру: Я ему называю пример и кидаю кубик.
Он называет ответ и кидает кубик назад мне.

Процесс хорошо идёт - видно, как мозги у парня раскачиваются. Но, блин, скрипят при этом жутко.

Хорошо, что в процессе  развивается общая координация движений. Надо попробовать в связке с другими физическими упражнениями.

Нюанс: Мы технику «кинуть - ответить» применяли раньше, когда раскачивали речь у парня с болезнью мозга - дало хорошие результаты. Кому интересно - могу рассказать подробности.

7. Женя постепенно осваивает mind manager. Когда смотрели с ним сегодня учебник по информатики, обсудили, что это пример древовидного представления информации.

8. Нашёл хороший способ вытягивать Женьку из сонного состояния: Встаём напротив друга и начинаю ему наносить лёгкие удары - ладонью и пальцами по голове и корпусу. Он защищается и уворачивается.
Просыпается мгновенно.

Ему, кстати, изрядно нравится. И мне практика - он меня тоже погонял так пару раз.

9. Вечером вместе с Женькой и Леной спланировали задачи на завтра.

Вот. В целом мне пока нравится.
Из общих выводов - нужно глубже планировать. А может не нужно и больше действовать на «чуйке». Подумаю.

семейное образование

Previous post Next post
Up