Oct 08, 2009 12:36
Сподобился я наконец прочитать статью А.П. Подрабинека, которая наделала столько шуму. И вот, что я думаю. Написал он её вполне адекватно, а критики просто вырывают фразы из контекста. Мне не совсем понятно одно. Александр Пинхосович чрезмерно обобщает одно знаковое явление в советском обществе - это партийная карьера как таковая. Мой дед тоже и с нацизмом боролся, и партийную карьеру делал, возглавлял много лет Тарногский район и перед пенсией был директором архива, который сейчас Архив новейшей истории на углу Батюшкова и бывшей Малой Дворянской (ныне безымянной дороги вдоль аллеи, идущей параллельно Октябрьской). И я не могу назвать его ветераном тоталитаризма, зато отличным руководителем, которого до сих пор вспоминают в администрации района, хотя со времени его работы там прошла уже треть века.
В конце Александр Пинхосович пишет: "Презрение потомков - самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима." Знает что, своего деда я не могу презирать ни по одной причине, хотя строителем советского режима он был. И никого из своей семьи. Презирать нужно тех, кто работал в репрессивной системе, кто исполнял расстрельные приговоры по политическим делам, кто кропал политические дела и организовывал судилища. Хотя с точки зрения закона они могли быть и правильными.
Когда говорят о кровавости отдельно взятых режимов, никто не вспоминает о кровавости "демократического" американского режима, при котором ещё на памяти наших родителей чёрных не считали за людей, а полицейские их могли избить за что угодно и даже ни за что. Когда "демократические" США навязывают всему миру свою модель экономики, политическую систему и систему взглядов ни почему, а "патамушта гладиолус". Когда "демократический" Евросоюз заставляет население отдельных стран по нескольку подряд референдумов, всеми силами добиваясь принятия антидемократического "Лиссабонского договора", а до этого не менее антидемократического проект Евроконституции, вышедшей из-под пера Жискар-д'Эстена и компании. Что, американский режим менее кровав, чем советский? У меня есть мерзкое ощущение, что господин Подрабинек исподволь к этому и подводит.
Если мы такие большие демократы, давайте называть всё своими именами. Современный мир в принципе антидемократичен. Просто потому, что апологеты неолиберализма не хотят выслушивать и принимать противников этой почти тоталитарной системы, при которой отдельно взятый человек становится рабом корпораций, заинтересованных только в деньгах, а уж никак не в его благополучии.
А Подрабинек мыслит слишком узко, хотя в тезисе, что помнить нужно не только защитников режима, но и его противников, желательно поимённо, всё-таки прав.