Чаша с первым упоминанием имени Христа

Mar 08, 2015 15:41

В 2008 году во время подводных раскопок в гавани античной Александрии была обнаружена керамическая чаша, датированная временем от конца II века до РХ по начало I века по РХ. Учитывая датировку, надпись на чаше может быть первым упоминанием имени Христа.





Полный текст на чаше звучит как «DIA CHRSTOU O GOISTAIS». Французский археолог Франк Годдио, команда под руководством которого и обнаружила чашу, предложил вариант перевода «Христом маг» или «маг Христом».



Годдио и египтолог Давид Фабр, сотрудник европейского института подводной археологии выдвинули версию, что некий маг мог использовать чашу для гадания. Так как сосуд очень напоминает изображения на египетских глиняных статуэтках, которые использовались для гадательных ритуалов.

«В Месопотамии они известны с третьего тысячелетия до нашей эры. Гадатель интерпретировал формы, которые принимало масло в чаше с водой», - отметил Фабр. Нередко гадатель при этом входил в состояние транса и видел божеств и других сверхъестественных сущностей, которым задавал вопросы о будущем. Маг мог использовать надпись на чаше для легитимации собственной сверхъестественной силы, призывая имя Христа.



Описание подобного рода гадательной практики сохранилось в греческом магическом папирусе:

Всякий раз, когда пожелаешь осуществить скепсис дел, возьми медный сосуд или блюдо или чашу, какие ни пожелаешь, лей воду, [225] если вызываешь небесных богов - живую, если наземных - морскую, если Осириса или Сараписа - речную, если мертвых - воду источников, положи на колени сосуд, долей масла а сам, нагнувшись над сосудом, говори [230] нижеследующую молитву и призывай какого пожелаешь бога, и спрашивай, о чем желаешь, и будет тебе дан ответ и скажет он тебе обо всем, Когда же он ответит, избавься от него аполисисом - ты изумишься - пользуясь той же самой молитвой. (PGM, IV, vv. 153-285).



Однако не все согласились с подобного рода интерпретацией. Берт Смит, профессор классической археологии в Оксфордском Университете предположил, что надпись может быть посвящением некоего Хрестоса, принадлежащего к религиозному союзу Огоаистов.

Еще одну версию выдвинул Клаус Халлоф, директор Института греческой эпиграфики из Берлино-Брандербургской академии, который предположил, что на чаше упоминается имя бога Осого или Огоа, наряду с именем Христа.

«Феофраст упоминает в сочинении «О водах» храм Зевса-Владыки (Ζηνοποσειδω̃ν) в Карии. Ζηνοποσειδω̃ν - греческое имя божества, почитавшегося в Карии под именем Осого (греч. ’Οσόγω, ’Οσόγωα). Самые ранние упоминания об этом божестве в письменных источниках относятся к IV в. до н.э. В надписях Зевс Осого появляется не ранее 200 г. до н.э. Сохранились монеты с изображением этого божества; его атрибуты - трезубец, двойная секира, краб, орел. На связь Зевса Осого с морской стихией указывает Павсаний (VIII. 10.4). У Страбона говорится, что в Миласах, одном из трех значительных карийских городов, было два святилища Зевса - одно из них принадлежало Зевсу Осого».

«Стоит помнить, что в Александрии язычество, иудаизм и христианство никогда не существовали в изоляции. Все эти формы религии включали в себя магические практики, соблазнявшие как неимущие слои, так и выходцев из богатых классов, - отметил Халлоф. - Именно в Александрии создавались новые религиозные конструкции с целью решения проблем человека и мироздания. Культы Изиды, мистерии Митры и раннее христианство - свидетельства этого».

Грааль, Христианство, Гностицизм, Археология

Previous post Next post
Up