«Граали». Часть 6. Чаша из Нантэоса

Sep 08, 2013 11:32

На подлинности этого артефакта настаивают сторонники «кельтского Грааля». Одно из первых упоминаний чаши из Нантэоса в связи с главной святыней христианства принадлежит уэльскому писателю-оккультисту Артуру Мейчену.

В рассказе «Великое возвращение» (The Great Return), опубликованном в 1915 году читаем: «Теперь уместно задать один из тех вопросов, - а их множество - на которые нет ответа. Вопрос касается преемственности традиции; или более точно преемственности традиции в среде ныне живущих уэльских кельтов. С одной стороны, по ним прокатились волны и штормы. Сначала волна дикарей-саксов, затем волна латинизма, затем волна англиканства, наконец поток кальвинистского методизма, наполовину пуританского, наполовину языческого. Можно задаться вопросом, могла ли какая-то память уцелеть после этой серии потопов. Я говорил, что старики Лантрисанта рассказывают сказки о колоколе святого Теила: но все это смутные и неясные воспоминания…Исследователи темы Грааля знают, что хранитель в романах цикла Грааля - «Король рыбак» или «Богатый рыбак»; исследователи кельтской агиографии знают, что еще до рождения Дэви (Давида) было предсказано, что он станет человеком ведущим «водную жизнь» и что другая легенда рассказывает нам о младенце, коему суждено стать святым, найденным на камне в реке, которого ежедневно питала речная рыба, тогда как другой святой - Илар, если мне не изменяет память, был известен как «Рыбак». Но помнят ли об этом сегодня жители Уэльса, упорно посещающие церкви и часовни? Трудно сказать. Есть рассказ о Целительной чаше из Нант Эоса или Целительной чаше из Трегарона, как ее называют. Лишь несколько лет рассказу о бродячем музыканте, который легкомысленно отнесся к чаше и затем, по его признанию, провел ужасную ночь, после которой вернулся с повинной и в одиночестве молился перед чашей, пока его «ум не обрел покой». Это было в 1887 году».



Одна из легенд гласит, что в 1539 году, когда министр Генриха VIII Томас Кромвель разграбил и уничтожил Гластонберийское аббатство, семеро монахов спрятали главную святыню Гластонебери - маленькую чашу из оливкового дерева в цистерцианском монастыре Страта Флорида в Кардиганшире (Уэльс). Последний оставшийся в живых монах доверил чашу членам семьи Стедман, которые должны хранить святыню, пока не настанет время для возвращения ее церкви. Позже, когда род Стедманов пресекся, она перешла к связанной с ними семье Пауэллов.

В опубликованном в 1878 году описании чаши в журнале Камбрийского археологического общества, ее ценность объясняется тем, что она сделана из древа Креста Господня и обладает целительными свойствами. Жители Кардиганшира верили в эту легенду и владельцы чаши давали ее на время больным, чтобы те могли пить из нее в надежде на исцеление. Именно с этим обычаем связано первое документальное упоминание о чаше из Нантэоса под 1857 годом.



Страждущие слушают рассказ о чаше из Нантэоса в Aberystwyth Castle. Фото с сайта: www.ceredigion.gov.uk

Но до начала ΧΧ века никто не считал ее Святым Граалем. О Граале из Нантэоса начинают много писать и говорить, примерно в то же время, когда Кэтрин Тюдор Поул объявила о находке Грааля в Гластонбери.

Интересно, что Гластонберийский викарий Лайонел Смифетт Левис поверил в подлинность именно чаши из Нантэоса. В переписке с Маргарет Пауэлл в 1938-1940 годах он требовал возвращения реликвии в Гластонбери, так как время, предсказанное легендой, уже пришло.

В 1970-х годах эксперты из Королевской комиссии по древностям, изучившие чашу, пришли к выводу, что она представляет собой средневековый кубок - мейзер, изготовленный в XIV веке из горного ильма, а не из оливкового дерева. Скептики утверждают, что Пауэллы просто нашли ее во время раскопок в аббатстве Страта Флорида в середине XIX столетия.

После этого разоблачения владельцы чаши из семьи Мирилис, купившие особняк и все имущество Пауэллов в 1952 году, поместили ее в банковский сейф, откуда доставили ее лишь несколько раз для особо доверенных журналистов. По официальной версии это было сделано для предотвращения полного разрушения сосуда, состояние которого оставляет желать лучшего.



Чаша из Нантэоса, фото с сайта http://www.ceredigion.gov.uk

Хотя слава Грааля из Нантэоса померкла, у него до сих пор остается немало сторонников как среди патриотически настроенных выходцев из Уэльса, так и среди разного рода эзотериков.




«Духовный лектор» и писательница Ysatis De Saint-Simon с чашей из Нантэоса, 1985.

Грааль

Previous post Next post
Up