«Граали». Часть 5. Чаша Магдалины.

Sep 07, 2013 20:21

Если честно, мне не совсем понятно, почему сегодня образ Марии Магдалины прочно отождествляется с темой Грааля. Ни в одном классическом тексте Граалианы ничего не говорится о Магдалине. Видимо, все дело в современной поп-мифологии, восходящей к опубликованной в 1982 году книге Holy Blood and the Holy Grail, идеи которой были творчески развиты Дэном Брауном, не к ночи он будь помянут.

«Во времена Мэлори Грааль уже был чашей с тайной вечери, в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь Иисуса. По некоторым рассказам, Иосиф из Аримафеи увез ее в Англию, в Гластонбери; по другим - ее взяла с собой во Францию Магдалина, как свидетельствуют об этом легенды IV века, намекая на ее побег из Святой Земли и высадку на берег недалеко от Марселя, где до сих пор почитаются ее мощи. Позже средневековая литература будет изобиловать этими темами, видя в Магдалине женщину, которая привезла священный предмет», - пишут Бейджент, Ли и Линкольн, авторы Holy Blood and the Holy Grail, в русском переводе «Священная загадка».

Однако практическая проверка этого далеко идущего заявления не выдерживает никакой критики.




Карло Кривелли. Мария Магдалина, 1480-1490.



Мария Магдалина в Провансе

Нет никаких оснований связывать Марию с французским Провансом, на что так упирают авторы «Священной загадки». Все эти легенды позднего происхождения и датируются временем не ранее XI века.

Древнейший источник о судьбе Марии Магдалины апокрифические «Деяния Филиппа», в основе которых, как считают, лежит традиция, восходящая ко II веку. Они сообщают, что местом ее «освобождения от тела» будет река Иордан. Более позднее византийские легенды считают местом ее упокоения Эфес. Эфесская традиция предшествует западной, как минимум на несколько столетий. Так пребывание мощей Магдалины в этом городе отмечено Григорием Турским в его «Славе мучеников». Император Лев VI перевез мощи в Константинополь, где они были помещены в храме св. Лазаря.

В IX веке в Европе начинается создание альтернативной церковной истории, призванной доказать апостолическое происхождение западных церквей. В этом столетии монахи Компостелы стали утверждать, что брат Господень Иаков проповедовал и был предан мученической смерти именно здесь. Около 1050 года бургундский храм Везле в 5 км к югу от Осера, находившейся на компостельской дороге, по которой паломники из Центральной Европы и Франции направлялись к гробнице апостола Иакова, был переосвящен во имя Марии Магдалины (ранее церковь, построенная в IX веке, находилась под покровительством Девы Марии). Тогда же монахи Везле заявили, что обладают мощами Магдалины, что, несомненно, увеличило их доходы от транзитного паломничества. В 1058 году папа Стефан в своей булле признал притязания Везле. Однако, еще предстояло объяснить, как мощи появились в Бургундии!




Фредерик Сэндис. Мария Магдалина, 1860

К этому времени относятся две легенды. Согласно одной из них, в 749 году некий монах Бадилус отправился в Прованс, чтобы спасти мощи Марии от сарацин. Найдя святыню, он перевез ее в Бургундию. Другая, объясняет, откуда мощи Магдалины взялись в Провансе. В созданной в XI веке vita apostolica сказано, что несколько учеников Спасителя, преследуемых противниками, погрузились на корабль и отдались на волю морской стихии. Их прибило к берегу возле Марселя, где они наставили в христианстве местных галлов, поклонявшихся языческих богам. Сама Мария обратила в католичество жителей Экс-ан-Прованса, а ее спутник Максим стал первым епископом. Окончательное оформление этот мотив получает у Иакова Ворагинского в конце XIII века. Его «Золотая легенда» была столь популярна в средневековье, что многие самые фантастические рассказы о святых и апостолах, изложенные Иаковом, стали впоследствии некритично восприниматься как исторические факты. (Подробности о появлении западной агиографической легенды, связанной с Марией Магдалиной, можно найти здесь: Янсен К.Л. Мария Магдалина. М.: Вече, 2007.- с. 40-65. Любопытно, что Бейджент и К. в цитированном пассаже пытаются уверить нас, что «марсельская легенда» восходит к IV веку, но в примечании 114 поступают честнее, предлагая искать ее следы в «Житии Марии Магдалины» Рабана Мавра (776 - 856), но сегодня это «Житие» признано творением анонимного цистерцианского монаха, жившего в XII веке).

Мария Магдалина и Грааль

Как в православной, так и в католической иконописной традиции Мария изображена с чашей. Но эта чаша не есть Чаша Тайной Вечери, она представляет собой сосуд с миром и благовониями для тела распятого Иисуса. На обладание этой святыней в средние века претендовала марсельская церковь Святого Виктора.




Мария Магдалина. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Русь, XVII век.

Кроме того, существовало еще несколько реликвий, которым при определенной доле фантазии можно приписать семантическое сходство с Граалем:

- В XI веке церковь Святой Троицы Вандомской славилась своей sainte lаrmе, «слезой Христовой, пойманной и помещенной в сосуд, изготовленный ангелами и переданный Марии Магдалине после воскрешения Лазаря»
- В церкви Святого Максимина хранилась священная ампула - ковчег с пропитанными кровью осколками камней с Голгофы, привезенных Марией Магдалиной в Галлию. Каждый год в Великую пятницу происходило чудо: на них выступала кровь.
- Монахи в Венеции получили в 1479 году в дар от командующего венецианским военным флотом флакон, содержащий драгоценную смесь из крови Христовой и нарда Марии Магдалины - реликвию, приобретенную им в Константинополе. (Н. Дашкевич. Из истории средневекового романтизма. Сказание о св. Граале. Киев, 1877 - с.197. Янсен К.Л. Мария Магдалина. М.: Вече, 2007.- с. 333)




Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского.




Снятие с креста. Арагон, XV век.

Видимо слухи об этих сосудах, равно как иконография и фантастическая «марсельская легенда» и являются причиной формирования мифологического комплекса, связывающего воедино Марию Магдалину и Святой Грааль.

Чаша из Хокстон-парка

В 1995 году британский писатель Грэхам Филипс опубликовал книгу «В поисках Святого Грааля» (The Search for the Grail). Спустя 10 лет вышло ее переиздание под названием «Чаша Магдалины» (The Chalice of Magdalene). С выводами автора также можно ознакомиться на его персональном сайте.

Филипс утверждает, что Чаша Грааля - ни что иное как сосуд Марии Магдалины. Он был найден Еленой, матерью императора Константина в Святой Земле в IV веке и перевезен в Рим. В 410 году перед осадой Рима готами чашу Марии Магдалины вместе с другими сокровищами отправили в Британию - «последний форпост Римской цивилизации в Западной Европе». Эту историю, якобы, передает Олимпиодор Фиванский.

Грааль попал в Британию, где его хранителями стали представители семьи Фитц Варин, которой принадлежал замок Витингтон в центральной Англии на границе с Уэльсом.

Чаша передавалась из поколения в поколение до середины XIX века, когда ее обладателем стал Томас Райт - антиквар, якобы связанный с семьей Фитц Варин. Не имея наследников, он спрятал чашу в одном из гротов Хокстонского парка, зашифровав тайну о ее местонахождении в издании опубликованной в 1855 году поэмы «Сэр Гавейн и Красный рыцарь». Поэма начинается в Белом замке (по мнению Филипса Виттингтон в Шорпшире), а заканчивается в Красном замке (замок в Хокстонском парке), где Гавейн обретает Грааль. Достойный рыцарь принимает решение поместить его в другом месте. Поэма завершается словами о том, как Гавейн стоит на стене замка, размышляя о том, куда скрыть реликвию.



Грот Хокстонского парка, где была «найдена» чаша Грааля. Фото с сайта www.grahamphillips.net

Нумерологический код, обнаруженный Филипсом в книге и расшифрованный им при помощи Псалтири, привел его в церковь Ходнет в Шорпшире. На витраже этой церкви один из четырех евангелистов держит в руках чашу, над его головой изображен орел - символ апостола Иоанна Богослова. Филипс понял, что Грааль надо искать под статуей орла в гроте Хокстонского парка. Однако выяснилось, что статуи сильно повреждены. В 1920-х годах бизнесмен Вальтер Лэнгхэм купил их и намеревался установить в себя в саду, однако статус с орлом разбилась при попытке вынести ее из пещеры. К счастью, выяснилось, что Лэнгхэм не выбросил и не продал чашу, и она сохранилась у его потомков.



«Грааль» по Грэхаму Филипсу. Фото с сайта www.grahamphillips.net

Обнаруженный Филипсом артефакт представляет собой маленький каменный сосуд из зеленого алебастра, размером с яичную скорлупу. На сайте автора утверждается, что исследовавшие чашу ученые из Британского музея, посчитали ее римским сосудом для благовоний 1 века.

На первый взгляд история кажется увлекательной и весьма достоверной. Настолько достоверной, что Daily Mail в своей рецензии на книгу Филипса поспешила обрадовать читателей, заявив: «Поиска Грааля завершились».

Однако критики Филипса утверждают, что он просто - напросто надул легковерную публику, выдумав свои источники. Легко убедиться, что ни Грааль, ни чаша Магдалины не упоминаются в дошедших до нас отрывках из Олимпиодора Фиванского. Более того, среди изданий Томаса Райта нет поэмы «Сэр Гавейн и Красный рыцарь». На этом фоне и анонимные «британские ученые», датировавшие чашу I столетием, отходят в область легенд и баек для легковерных читателей.

Р.S. В апокрифической раннехристианской традиции Мария Магдалина действительно связана с загадочной евхаристической чашей, но об этом я как-нибудь напишу отдельный пост.

Грааль

Previous post Next post
Up