Не могу пройти мимо модной нынче темы, тем более, что некогда прочитанная информация всплыла в памяти в преддверии надвигающегося катаклизма.:))
James M. Robinson в предисловии к
The Nag Hammadi Library in English пишет:
«В двух текстах Наг Хаммади есть указание на то, что они были сохранены в горах до конца времени. В конце Евангелия Египтян читаем:
«Вот книга, что написал великий Сиф, и положил ее в горах высоких… Эту книгу написал великий Сиф письменами, за сто тридцать лет, и положил её на гору, названную Хараксио, дабы в конце времен и сроков волею божественного Самородного и всей плеромы, по воле непостижимого, божественного Отца она вышла и явила сей нетленный, святой род великого Спасителя, и тех, что обитают с ним в любви, и великого незримого, вечного Духа, и его Сына единородного, и Свет».
В конце «Аллогена» читаем нечто подобное:
[И он сказал мне: "Запиши] 17 [то,] что я [скажу] 18 и то, о чем я напомню тебе 19 ради тех, кто будет достоин 20 после тебя. И оставь эту 21 книгу на горе и 22 призови стража 23 `Приди, ужасный!'"
Комментируя истории обнаружения библиотеки Наг-Хаммади, автор пишет, что Библия указывает на то, что глиняные сосуды использовались для сохранения и сокрытия текстов:
так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи,… и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. Иер. 32:14.
Если ту или иную книгу хотели уничтожить, то ее сжигали (там же 36:23). В «Житии Святого Пахомия» сказано, что он, желая уничтожить книгу Оригена, бросил ее в воду, сказав, что, если бы в ней не было имени Господа, то он сжег бы ее. Сожжение Александрийской библиотеки - предлагает решение, которое вряд ли было бы проигнорировано, если от кодексов Наг-Хаммади хотели избавиться. Поэтому можно с большой долей вероятности предполагать, что люди, спрятавшие их в сосуд, стремились сохранить их, возможно, для потомков.
«С каждой стороны долины Нила вертикально поднимаются отвесные скалы с пустынной местностью наверху. Скальный район на правом берегу отмечающий границу долины Нила и пахотных земель между Хенебоксионом и Пабау, называется Джебель-аль-Тариф. Еще в доисторические времена от скалы отвалился массивный валун, напоминающий по форме сталагмит, который упал вниз на осыпь. С северной стороны одного из гигантских бочкообразных валунов был спрятан сосуд с библиотекой Наг-Хаммади.
Скалы Джабал ал-Тариф со стороны долины Нила
До начала раскопок пещеры, вырубленные в основании Джабал ал-Тариф были погребены под насыпью делювия и булыжников.
Осыпь, ведущая к основанию скалы.
Вид на скалы снизу
Место находки рукописей Наг-Хаммади
В скале, как раз на вершине осыпи, на которую легко вскарабкаться, находятся гробницы 6-й династии (2350-2200 годы до РХ), которые были разграблены еще в древности. Они превратились в прохладные уединенные пещеры, в которые могли уходить монахи, как об этом пишет Пахомий, либо где отшельник мог жить в своей келье. На стенах пещер видны красные буквы греческих молитв Зевсу Серапису, цитат из Псалтири на коптском и христианские кресты. Все это наглядно демонстрирует, как использовались эти пещеры. Возможно те, кто спрятал библиотеку Наг-Хаммади также подобным образом использовали эти пещеры, что и предопределило их выбор спрятать библиотеку здесь. Сосуд покоился в земле полтора тысячелетия».
Пещера Т152
Кресты в пещере T 25,
Резные стены в пещере T 158 периода 6-й династии
Пещерные помещения
Коптская надпись в пещере T 8.
Все фото взяты
отсюда. Неслучайность событий, связанных с историей библиотеки Наг-Хаммади в контексте приведенных цитат из Евангелия Египтян и Аллогена становится видна особенно ярко после прочтения книги Рене Генона «Символы священной науки» значительная часть которой, посвящена анализу символов горы, пещеры и сокровища, спрятанного внутри горы:
«….существует тесная связь между горой и пещерой, поскольку и та, и другая берутся за символы духовных центров, каковыми, собственно, являются также, по причинам вполне очевидным, все "осевые" или "полярные" символы, среди которых гора - один из главнейших. Напомним, что под этим углом зрения пещера должна рассматриваться как расположенная под горой или внутри нее, что еще более усиливает связь, существующую между этими двумя символами, которые в некотором роде дополняют друг друга. Надо, однако, заметить, что гора имеет более первозданный характер, нежели пещера. Это следует из того, что она видима снаружи, и притом со всех сторон, в то время как пещера, напротив, является, как мы уже сказали, местом по самой своей сути скрытым и закрытым. Отсюда легко заключить, что отождествление духовного центра с горой соответствует именно первоначальному периоду земного человечества, в течение которого вся истина целиком была доступна всем (откуда название эпохи Сатья-Юга, и вершина горы - Сатья-Лока, или "место истины"). Но когда, вследствие нисходящего хода цикла, та же самая истина стала доступна лишь для более или менее ограниченной "элиты" (что совпадает с началом инициации, понимаемой в самом строгом смысле) и скрыта от большинства людей, пещера сделалась символом более подходящим для духовного центра и, следовательно, для инициатических святилищ, которые являются ее образами. Вследствие такого изменения, центр, можно сказать, не покинул гору, но лишь ушел с ее вершины в глубину»