Иконы Софии Премудрости

Oct 08, 2012 18:13


Один из самых странных образов в православной иконописи. Образ Софии появляется в XVI веке в Новгороде и быстро распространяется по Руси. Однозначной трактовки богословской трактовки этого образа нет. Его происхождение тоже не совсем понятно.

Прот. Георгий Флоровский видел в Новгородской Софии один из ручейков струи «латинского мудрствования», ( Read more... )

Иконы, Христианство, Образы, Гностицизм

Leave a comment

elelet October 14 2012, 17:48:19 UTC
***Тут интересно бы посмотреть на миниатюру Синайской рукописи, в которой Кондаков видит прообраз Новгородской Софии. Вполне возможно, что оригинальное изображение это есть Ангел присутствия, переосмысленное в русской среде.***

Стыдно признаться, но этой миниатюры не видела. Но судя по хронологической приближенности к источнику, думаю, корни надо искать именно в таких более ранних сведениях. И нельзя не учитывать,что иконы с Софией русской иконографической традиции возникают уже после сильного синкретизма в понимании ранних образов.

***Т.е. имеем цепочку Ангел присутствия - Христос - София. Все это может быть следствием каких-то доникейских теологий. Тут можно много версий выдвигать, настолько интригующих (ариане, богомилы, жидовствующие, протестантские мистики), сколь и беспочвенных. Но и Софию как женскую, отпавшую пару, тоже отрицать нельзя, если очень хочется.***

Думаю, что как раз наоборот: Христос/София - Ангел Присутствия/Шехина. Т.е. образ Метатрона появляется уже после 2 века в талмудических текстах. До этого момента письменных свидетельств именно внутри раввинистической среды, нет. А пресловутым "устным традициям" доверия тоже нет. :-)И Шехина до талмудических интерпретаций, т.е. в исконном иудаизме Торы, вообще ничего общего с мистической женской ипостасью не имеет, это только "присутствие" божества.
Но можно предположить, что традиция сочетания Христа/Софии, как божественной сизигии, воссоединения разорванности отражена и в этих иконах через призму позднего иудейского мистицизма, которого так много в ортодоксальной теологии. Да и древние соборы именовались именно к честь Софии... Но я бы Софию "отпавшей парой" не называла. :-)

***Думаю, что вряд ли удастся однозначно разобраться, как и благодаря кому появились эти иконы. Русские книжники вообще были людьми благочестивыми, но не слишком образованными. Поэтому самых разнообразных «еретических» с точки зрения ортодоксии тем в русской иконописи намного больше, чем в византийской. Синод, кстати, с ними постоянно боролся, но без всякого успеха. Тем она, собственно, и интересна. Мне особенно вторая икона с конца понравилась. Ну чем не эманации (по А.Моме) эонов. :) ? ***

Тогда уж по Валентину, соблюдая субординацию. :-) Вполне может быть, тем более, если я не ошибаюсь, икона достаточно молодая, т.е. не ранее 19 века, а это опять может быть влиянием новых мистиков. Просто странно, что нет ни одной ранней византийской иконы, которая отдаленно напоминала бы такие "эманации", хотя логичней было бы предположить, что ранние изображения более близки к источнику и пониманию...Да и "ереси" в Византии было не меньше...Тут было бы любопытно посмотреть какими были исконные фрески в соборе св.Софии в Константинополе, думаю, что на них мог быть отображен корень всей этой русской иконографической традиции.

***Да, это мы, как раз видим на киевских иконах (та самая №5 снизу), где за Богородицей символ Софии - «дом», а сама икона называется Богородицей Премудростью. Для киевского православного искусства вообще очень характерно, как выражался товарищ Сталин «протаскивание чуждых нам идеалов под предлогом их критики».***

А если еще и вспомнить, что в католицизме Мария именуется "Мистической Розой" (чем не Цветок Жизни?), то можно видеть, как много намешано от "ереси" через непонимания корня. :-)

Reply

skifos October 16 2012, 19:03:53 UTC
****Думаю, что как раз наоборот: Христос/София - Ангел Присутствия/Шехина. Т.е. образ Метатрона появляется уже после 2 века в талмудических текстах.****

Как раз хотел немного попостить на эту тему. Сейчас эти выборы идиотские закончатся - повыкладыавю красивые картинки и интересные ссылки…. Обсудим, если будет желание :)))

***Но можно предположить, что традиция сочетания Христа/Софии, как божественной сизигии, воссоединения разорванности отражена и в этих иконах через призму позднего иудейского мистицизма, которого так много в ортодоксальной теологии***.

Да, тут раз Новгород и пресловутые жидовствующие вспоминаются, которые по Прохорову (хотя я лично в их связь с Крымом не верю) были связаны с крымскими каббалистами. Вообще удивляюсь, откуда такое влияние именно на русскую церковь - иудейской апокалиптической традиции. Хотя может быть ею в Византии просто никто особо не занимался.

***Вполне может быть, тем более, если я не ошибаюсь, икона достаточно молодая, т.е. не ранее 19 века, а это опять может быть влиянием новых мистиков***.

Похоже на то. Вообще влияние разных «масонов-тамплиеров» и прочих мистиков на русскую церковь 18-19 веков явно недооценено по цензурным соображениям. А ведь до них даже переводами отцов церкви (в том числе ересеборцев) никто особо на Руси великой замораивался.

Reply

elelet October 17 2012, 17:40:26 UTC
***Как раз хотел немного попостить на эту тему. Сейчас эти выборы идиотские закончатся - повыкладыавю красивые картинки и интересные ссылки…. Обсудим, если будет желание :))) ***

Согласна и без красивых картинок. :-) Потому как желание всегда есть.

***Да, тут раз Новгород и пресловутые жидовствующие вспоминаются, которые по Прохорову (хотя я лично в их связь с Крымом не верю) были связаны с крымскими каббалистами. Вообще удивляюсь, откуда такое влияние именно на русскую церковь - иудейской апокалиптической традиции. Хотя может быть ею в Византии просто никто особо не занимался. ***

Занимались и судя по заимствованным деталям,а также присутствию именно в ортодоксальных источниках, очень много. Оттуда и всевозможные околоапокрифические байки внутри русской церкви. Тут может быть момент именно в наплывом выходцев из Византии и бегущих от репрессий "еретиков". А также иудеев, которые уж очень сильно обитали в Византии.

***Вообще влияние разных «масонов-тамплиеров» и прочих мистиков на русскую церковь 18-19 веков явно недооценено по цензурным соображениям. А ведь до них даже переводами отцов церкви (в том числе ересеборцев) никто особо на Руси великой замораивался. ***

В советское время вроде очень много об этом говорили в искусствоведении... Сейчас, конечно,цензура могла зажать рот...Например тот же Исаакиевский собор в Питере, это ж просто клондайк масонской символики и западной мистики. В том числе и многочисленные построенные в тот период соборы и церкви.

Reply

skifos October 21 2012, 15:42:32 UTC
Да, как раз год назад я писал в своей газете статью о масонской символике на храмах и зданиях Севастополя XIX века. Собственно говоря, мой вывод, был в том, что это не «рука масонов», а просто бездумное копирование столичных образцов, вокруг которых уже и надо искать масонские и прочие эзотерические следы.

Reply

elelet October 21 2012, 16:10:36 UTC
Да, такое очень часто и случалось в архитектуре. Заказчики часто диктовали стилистику по принципу "Хочу шоб как в столице!" :-)

Reply


Leave a comment

Up