Мастер-план как выстрел в ногу

Jun 16, 2022 18:57

Итак поговорим о презентованном проектировщиком ДОМ.РФ мастер-плане.

Прежде всего, в двух словах, что такое мастер-план, и чем он отличается от привычного нам Генплана. Вы, возможно, удивитесь, но чёткого и однозначного ответа на этот вопрос нет. Но если попытаться сформулировать своими словами, то Генплан - это глобальный план перспективного развития города, затрагивающий все аспекты жизни города. Мастер-план появляется как ответ на предложение развития какой-то части городской территории или определённого сегмента городской инфраструктуры, он обусловлен появлением инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие города в определённой сфере, районе города. Ну, как пример можно назвать деятельность Синары в Таганроге, которая занимается транспортом и продвижением туристического кластера на побережье.

Итак, что же нам представили? Оставляя за скобками ритуальные прожекты, сразу перейдём к конкретике, а именно к тому, что лично у меня вызвало категорическое неприятие.
Прежде всего это КРТ - Комплексное развитие территорий. Таких территорий предполагается три - на П.Тольятти, в районе Дубков, на Транспортной, на месте снесённых аварийных двухэтажек, и на улице Крюйса на территории бывшего завода Кристалл.
Последнее меня волнует в наибольшей степени, поскольку это центр города, это потенциально рекреационная территория.

Так вот, здесь планируется к постройке целый комплекс жилых и офисных зданий, школа, детский сад и пр. Причём высотность зданий будет достигать 25-ти этажей.

Сказать, что я это считаю безумием - ничего не сказать.
Почему я так считаю, ниже постараюсь пояснить аргументированно и без излишних эмоций.










Что мы видим?
Нам предлагают построить жилой комплекс с набором социальных объектов и высотными зданиями в 20-25 этажей. Естественно, это потребует внесения изменений в Генплан, ограничивающий этажность застройки. Совершенно не понятно, как это будет коррелировать с регламентом "исторических поселений", который готовится на федеральном уровне.
Кроме того, это в корне меняет морской фасад города, это исключает перспективы развития рекреации на побережье.
На презентации я задал вопрос на эту тему, но проектировщики развели руками - мол, мы всё, конечно, понимаем, но мы не можем не учитывать интересы застройщика, это должен быть коммерчески выгодный проект.

Теперь о птичках. Четырёхколёсных.
Итак, у нас в одном варианте планируется 2,5 тыс. жителей, в другом - около 4-х
Ну, давайте считать по среднему, скажем, 3200 человек живёт в этом комплексе. Сколько здесь будет автомобилей?
В расчётах используют такой параметр, как количество автомобилей на тысячу человек.
В США этот показатель доходит до 700-800, в Европе меньше. В Москве сейчас порядка 600 автомобилей на 1000 человек. В среднем по России этот параметр колеблется около 300 автомобилей на 1000 населения. Т.е. по самым грубым прикидкам нам необходимо обеспечить не меньше 1000 машинно-мест. Замечу, что речь идёт только о резидентах, т.е. тех автомобилях которые тут "живут". Но ведь есть ещё сотрудники и клиенты офисов, магазинов, фитнес-центров...
Что же нам предлагают проектировщики?
В одном варианте паркинг на 700 машинно-мест, а в другом и вовсе на 315 машинно-мест.
Т.е., это в 2-3 раза меньше необходимого. Даже без учёта тенденции к росту автомобилизации.

Сразу скажу, что механическое увеличение парковочных площадей проблему не решает. Во-первых потому, что превращает территорию в одну большую парковку, а во-вторых, потому что рассматриваемая территория находится внутри города.
Готова инфраструктура Таганрога переварить такое количество авутомобилей. Конечно, нет.
Не буду голословным, и прошу меня извинить за ликбез. Уверен, что и проектировщики и местные специалисты из КАиГ всё это знают. Но для людей не погруженных в тему, поясню.
Город - это живой организм. И что бы этот организм был здоров, мог нормально функционировать, должны быть соблюдены некоторые жизненно важные параметры. Один из них, так называемый LAS. Это соотношение площади дорог к общей площади застройки. Если его выразить в процентах, то в автомобилеориентированных городах, например, в США, дороги составляют примерно 30%, в европейских городах 20-25%, в азиатских мегаполисах 8-10%, в постсоветских, в том числе российских городах 10-15%. Это мало. И, собственно, спасает лишь ещё не критически большое количество автомобилей.
Что бы понять, сможет ли справиться дорожная инфраструктура с нагрузкой, есть формула расчёта площади УДС (улично-дорожной сети) приходящейся на один автомобиль. В этой формуле в числители тот самый LAS, а в знаменателе плотность населения помноженная на уровень автомобилизации. Ну, ещё различные коэффициенты.
Так вот, поскольку мы говорим об уже существующей УДС, и радикально её увеличить возможности нет, значит мы вынуждены констатировать, что существующая инфраструктура не готова справиться с возросшими нагрузками. Что-то мне подсказывает, что подобными расчётами никто не занимался, а без этого невозможно проектирование городов.
Но, повторяю, в нашем случае всё и так очевидно - инфраструктура совершенно не готова. Заметьте, на Крюйса уже сейчас ситуация принципиально отличается от той, какая была лет 10-15 назад. А ведь ещё не заселили только построенный дом напротив Аквапарка, не ввели в эксплуатацию школу...
Поэтому, предлагать застраивать территорию завода Кристалл высотками с таким количеством жителей, иначе как градостроительное преступление я воспринимать не могу, извините.
Как же быть? Каков мировой опыт?
Да всё очень просто - во всём мире ограничивают число автомобилей. Знаете сколько машин приходится на 1000 населения в Нью-Йорке? Много. Примерно 700-800. А сколько автомобилей на острове Манхэттен? Всего 90 на тысячу человек! И платный въезд.
Есть масса способов ограничить число автомобилей. Вплоть до обязательств не иметь личного автомобиля при покупке апартаментов в кондо.

Кстати, с транспортом проектировщики совсем провалились, как я вижу.

Посмотрите, что они предлагают



Ребята, извините, а вы разве не знаете о планах связать самый густонаселённый район Таганрога - Русское поле и Простоквашино, трамвайной веткой, продлив её от Большого проспекта?
Синара публично озвучивала эти планы.
Да и в Генплане это есть.
Вместо этого вы рисуете густую сеть троллейбусных маршрутов. Но во всём мире развивают рельсовый ГЭТ, но не троллейбусы. Поймите правильно, это не моя вкусовщина, таковы мировые тенденции. Развивают все виды трамваев, метро, автобусы, электробусы. А вот троллейбусы - нет. Их даже не выпускают. Современных трамваев полно - Сименсы, Шкоды, Усть-Катавцы и т.д., и импортные и отечественные. Все хорошие и современные. А троллейбусы -нет.
Зачем вы изобретаете велосипед, какой-то особый путь?

Далее. Увеличим эту карту, что бы посмотреть, что нам предлагают с парковками.
Жёлтый - платные
Коричневый - запрет



Так, так. Петровская, Греческая платная парковка.
Всё верно. Я давно это предлагал.
Ну, т.е. нам от этого не уйти, нравится - не нравится, а это придётся делать.
Но, простите, а зачем вы запретили парковку на Чехова? Вот именно на ней, выделив из всех...
Давайте угадаю! Вы посмотрели на карту, увидели, что это центральная городская ось, и решили сделать из неё главную городскую прогулочную улицу?

Поясню. Запрет парковки не самоцель. Это имеет смысл , если вы рассматриваете эту улицу как пешеходную, тусовочную. Именно такой может быть Петровская, там практически все первые этажи не жилые, все фасады могут быть включены в процесс превращения улицы в привлекательное пешеходное общественное пространство.
Но вы не сильно изучив эти тонкости, просто смотрите на карту, понимаю.

Ну, и та же история в главной (как вы её видите) площадью города.



Ой, какое открытие, вы обнаружили две оси?

Так я открою вам секрет, эти две оси были заложены проектировщиками на плане 1808 года.

И главная площадь, на которой планировалось построить Собор. Всё это было, многократно проектировалось, обсуждалось...

Хотите я вам подкину проект довоенный, он ещё красивее вашего!





А знаете, что из объединяет?
То, что они не могут быть реализованы. Эти строения, которые вы предлагаете снести - частная собственность, узаконенная по всем правилам.
Площадка-пустырь - собственность МВД, которую они никому не уступают. Центральный рынок - действующее предприятие, с кучей рабочих мест, и кстати, любимое таганрожцами...

И ещё одно.

Знаете какие корректировки вносили в последнюю редакцию Генплана?
Убирали прожекты. То, что не может быть реализовано. И перенос заводов за черту города, и намывные территории, и вот эта самая площадь.

Мастер-план, Таганрог

Previous post Next post
Up