"Ветер времени" и... утопия. Окончание

Mar 07, 2024 21:25


Так, ну а что же там у нас с памятниками Ленину в коммунистическом обществе будущего, да и вообще с упоминаниями коммунизма? А может общество это и не коммунистическое вовсе?

Оказывается, Ефремова в самом деле упрекали за отсутствие ленинских постаментов в романе. В самом деле - ну эффектно же смотрелся бы гигантский монумент, высеченный из ( Read more... )

Ефремов, будущее, Стругацкие, фантастика, "Ветер времени", литература

Leave a comment

77dmk March 9 2024, 02:24:34 UTC
Есть такое явление, как неотения

Неотения в антропогенезе - это не явление (факт) и даже не рабочая (подтверждённая) теория, а что-то вроде предположения, основанного на сравнении "в лоб" людей и шимпанзе с выводом, что многие физиологические и психологические человеческие качества (безволосость, уменьшеный половой диморфизм, любопытство, общительность и т.д.) скорее присущи детёнышам, нежели взрослым особям, т.е. человек - это некий вариант шимпанзе, впавшего в вечное детство.
Очевидно, что если некоторые чисто биологические параметры безусловно свидетельствуют о растягивании более ранних стадий (например - общая "недоношенность" плода и позднее затвердевание костей черепа), то прочие - отрицают подобное: человеческий детёныш сперва существенно отстаёт от новорожденных обезьянок, после - выходит с ними вровень (с учётом видовой специфики, конечно) по когнитивным способностям, а затем - уходит в однозначный и недосягаемый отрыв; так что если в силу каких-то обстоятельств шимпанзёнок и задержится в развитии (а то и останется "вечным ребёнком") - мы получим просто инфантильного шимпанзе, но никак не человека (опять-таки - даже с выносом за скобки именно анатомических различий).
С другой стороны - если взрослый шимпанзе попадает (ещё с детских-юношеских лет) в социальную (человеческую) среду - его поведение остаётся преимущественно "детским" (по сравнению с прочими половозрелыми особями).
Так что - ИМХО - здесь наблюдается механизм совсем иного рода: не биологический (позволяющий растягивать те или иные стадии для той или иной экологической эффективности), но социальный (гибкая адаптация поведенческих паттернов для оптимизации совместной деятельности), где биологические возможности играют сугубо второстепенную роль (допуская возможный потенциал, но никак его более не реализовывая, направляя и регулируя).

Что до "детскости/взрослости", то здесь у Ефремова (у Стругацких действительно куда меньше - по понятным причинам: их просто занимали совсем иные вопросы) имеется прямое (и не единичное) указание, что его герои - даже из далёкого будущего - отнюдь не являются этакими "сухарями" или "анахоретами", озабоченными исключительно лишь делами:

"- Мне Рен Боз кажется каким-то беспомощным, ещё незрелым мальчишкой, - нерешительно возразила Веда, - а вы такая цельная, с могучим разумом, не уступающая никакому мужчине. У вас внутри всегда чувствуется стальной стержень воли.
- Это мне говорил и Рен Боз. Но вы не правы в его оценке, такой же односторонней, как и сам Рен. Это человек смелого и могучего ума, громадной работоспособности. Даже в наше время немного найдётся равных ему людей на планете. В сочетании с его способностями остальные его качества кажутся недоразвитыми, потому что они как у средних людей или даже более инфантильны. Вы правильно назвали Рена - он мальчишка, но в то же время он - герой в точном смысле этого понятия. Вот Дар Ветер - в нём тоже есть мальчишество, но оно просто от избытка физической силы, а не от недостатка её, как у Рена.
- А как вы расцениваете Мвена? - заинтересовалась Веда. - Теперь вы лучше познакомились с ним?
- Мвен Мас - красивая комбинация холодного ума и архаического неистовства желаний.
Веда Конг расхохоталась:
- Как бы мне научиться такой точности характеристик!"

"Сами земляне сначала показались жителям Ян-Ях слишком серьезными и сосредоточенными. Их немногословие, нелюбовь к остротам и полное неприятие всякого шутовства, постоянная занятость и сдержанное выражение чувств в глазах болтливых, нетерпеливых, психически нетренированных тормансиан казались скучными, лишенными подлинно человеческого содержания.
Лишь потом жители Ян-Ях поняли, что эти люди полны беспечной веселости, порожденной не легкомыслием и невежеством, а сознанием собственной силы и неослабной заботы всего человечества. Простота и искренность землян основывались на глубочайшем сознании ответственности за каждый поступок и на тонкой гармонии индивидуальности, усилиями тысяч поколений приведенной в соответствие с обществом и природой.

⬇️

Reply

77dmk March 9 2024, 02:26:37 UTC
Здесь не было искателей слепого счастья, и потому не было разочарованных, разуверившихся во всем людей. Отсутствовали психологически слабые индивиды, остро чувствующие свою неполноценность и вследствие этого отравленные завистью и садистской злобой. На сильных и правильных лицах не отражалось ни смятения, ни настороженных опасений, ни беспокойства о судьбе своей и своих близких, изолирующих человека от его собратьев.
Тормансиане не увидели ни одного побежденного скукой человека. Уединялись для размышлений, переживаний, для отдыха после только что конченной трудной работы. Но временная неподвижность и глубокий покой были готовы мгновенно смениться могучим действием мысли и тела."

С другой стороны - неоднократно подчёркивается именно взрослый статус, причём - именно по ключевому параметру: ответственности(!):

"Воспитание нового человека - это тонкая работа с индивидуальным анализом и очень осторожным подходом. Безвозвратно прошло время, когда общество удовлетворялось кое-как, случайно воспитанными людьми, недостатки которых оправдывались наследственностью, врождённой природой человека. Теперь каждый дурно воспитанный человек - укор для всего общества, тягостная ошибка большого коллектива людей.
Но вам, ещё не освободившимся от возрастного эгоцентризма и переоценки своего «я», следует ясно представить, как много зависит от вас самих, насколько вы сами - творцы своей свободы и интереса своей жизни. Выбор путей у вас очень широк, но эта свобода выбора вместе с тем и полная ответственность за выбор. Давно исчезли мечты некультурного человека о возвращении к дикой природе, о свободе первобытных обществ и отношений. Перед человечеством, объединившим колоссальные массы людей, стоял реальный выбор: или подчинить себя общественной дисциплине, долгому воспитанию и обучению, или погибнуть - других путей для того, чтобы прожить на нашей планете, хотя её природа довольно щедра, нет! Горе-философы, мечтавшие о возвращении назад, к первобытной природе, не понимали и не любили природу по-настоящему, иначе они знали бы её беспощадную жестокость и неизбежное уничтожение всего, не подчинившегося её законам.
Перед человеком нового общества встала неизбежная необходимость дисциплины желаний, воли и мысли. Этот путь воспитания ума и воли теперь так же обязателен для каждого из нас, как и воспитание тела. Изучение законов природы и общества, его экономики заменило личное желание на осмысленное знание. Когда мы говорим: «Хочу», - мы подразумеваем: «Знаю, что так можно».
Ещё тысячелетия тому назад древние эллины говорили: метрон - аристон, то есть самое высшее - это мера. И мы продолжаем говорить, что основа культуры - это понимание меры во всём."

"И до сих пор здесь не могут понять, что свобода может быть лишь от великого понимания и ответственности. Никакой другой свободы во всей вселенной нет."

Таким образом мы здесь имеем "детские", вроде бы, показатели (весёлость, беспечность, и даже "мальчишество") - но на качественно новом уровне, и проистекающим не из-за детской или подростковой незрелости, незнания и прочих ограничивающих факторов - но наоборот: от избытка возможностей и повышенной (само)ответственности - т.е. именно взрослости, но - особой:

⬇️

Reply

77dmk March 9 2024, 02:41:46 UTC
"Они бывали на симпосионах, до которых персы, увлеченные примером художников, стали большими охотниками. Кроме Эрис, которая наотрез отказалась смотреть на людей, много жрущих, пьющих и мало танцующих.
Таис тоже призналась Гесионе в своем отвращении к виду много едящих людей. Здесь сказывались разность эллинского и азиатского воспитания. Таис с детства была очень чувствительна ко всякому проявлению грубости, а теперь сделалась и вовсе нетерпимой. Нелепый смех, пошлые шутки, неумеренные еда и питье, жадные взгляды, прежде скользившие не задевая, раздражали ее. Афинянка решила, что начинает стареть. Оживленные разговоры, подогретые вином, поэтические экспромты и любовные танцы стали казаться пустяками. А когда-то и ее, и золотоволосую спартанку звали царицами симпосионов.
- Это не старость, мой красивый друг,- сказал Лисипп на вопрос афинянки, слегка ущипнув её за гладкую щеку, - назови это мудростью или зрелостью, если первое слово покажется тебе слишком важным. С каждым годом ты будешь отходить всё дальше от забав юности. Шире станет кругозор твоих интересов, глубже требовательность к себе и людям. Обязательно сначала к себе, а потом уже к другим, иначе ты превратишься в заносчивую аристократку, убогую сердцем и умом… тогда ты умрешь. Не физически! Со своим здоровьем ты можешь жить долго. Умрешь душой, и по земле будет ходить лишь внешний образ Таис, а по существу - труп. Ты вряд ли имеешь понятие, сколько таких мертвых, или мнимо живых, топчут лик Геи. Они хуже живых людей, потому что лишены совести, чести, достоинства и добра - всего, что составляет основу души человека и что стремятся пробудить, усилить, воспитать художники, философы, поэты."

Таким образом здесь - существенное продвижение вперёд, а не отшагивание назад, не упрощение (примитивизация), но усложнение, и - на совершенно ином базисе (усиления как возможностей, так и - обязательно и в первую очередь - самоконтроля), т.е. именно взросление (но не просто "увеличение возраста", а развитие (причём - не самодостаточное и самозначимое, а для вполне конкретных целей, как обязательное условие и во вполне определённом направлении)).

Стругацкие это если и не понимали, то чувствовали. У них люден - "человек играющий".

В том-то и дело, что герой Стругацких - это именно наш современник: что называется "плоть от плоти" современных условий, а не участник великого преобразования мира, в процессе оного созидающий и самого себя.
Его "игривость" - это отказ от навязанных обществом стереотипов (как следствие более общей неудовлетворённости социальным устройством), но во что созидательное его вложить - он просто не знает и не понимает...

Сравните, например, ситуацию на Тормансе и неназванной планете с Аркарнаром и пр. "варварскими" королевствами: в первом случае немногочисленная группа людей оперативно разбирается в обстановке и запускает триггерные процессы, приводящие в кратчайшие сроки к всепланетным качественным преобразованиям. Во втором - вся планета столетиями жуёт сопли (и фигурально, и буквально) по поводу некой "базисной теории" (всемогущей и непоколебимой, так что если факты ей противоречат - тем хуже для фактов), лишающей их права действия и потому - с мизерной отдачей. Дык, что и говорить; это - и впрямь именно детский поход: маститые "историки" ничего серьёзного и не делают, а по-сути просто продолжают свои интернатские ещё игры...

Reply

warlen March 9 2024, 18:12:40 UTC
> Неотения в антропогенезе - это не явление

Но и читатель - не ученый. Да, трудно это сформулировать как какой-то общий закон, но мы имеем следующее: у более прогрессивных видов часто наблюдаются признаки, которые для видов-предков являются детскими. При этом, конечно, у них могут появиться новые признаки, которых у предков вообще не было. Но предкам эти признаки непонятны, они будут видеть только детскость.

И у меня неотения была только одним из примеров. Еще я писал о восприятии цивилизованного человека с точки зрения дикаря: следы читать не умеет, огонь трением добыть не может, постоянно наступает босыми ногами на какие-то колючки, да он неразумный как ребенок!

Вы скажете, что для нас умение добыть трением огонь не является признаком взрослости. Да, но для первобытных людей еще как являлось! А у людей будущего, возможно, будут совсем другие признаки взрослости, не те, что у нас.

Вот Вы пишете: ответственность. А по-моему, главное различие детей и взрослых в другом. Взрослые полагаются на свой жизненный опыт. Он у них большой, в нем можно найти рецепты почти на все случаи жизни. И не только рецепты решения проблем, но и моральные критерии. Взрослые точно знают что может быть и чего не может, "потому что этого не может быть никогда". Что можно делать, потому что "все так делают" и чего нельзя "потому что нельзя". И некоторые так привыкли пользоваться своим опытом, что разучились думать самостоятельно. У детей опыта мало, приходится использовать смекалку. И чтобы понять, как поступать правильно, а как - нет, тоже приходится сравнивать, сопоставлять, логически выводить одно правило из другого. Например, некоторые так приходят к вегетарианству: если мы любим животных, как же можно их жрать? А некоторые открывают общую теорию относительности, замечая, что когда лифт едет вниз, сила тяжести уменьшается.

> не являются этакими "сухарями" или "анахоретами", озабоченными исключительно лишь делами:

Лучше бы они анахоретами были. Как я написал в комментариях к другому посту, на меня земляне Ефремова произвели впечатление не сухарей и не нормальных людей, а прихожан какой-то строгой религии, сектантов, которые не лишены чувств, но испытывают их только тогда, когда "положено", и только такие, как "положено". А это даже худшее впечатление производит, чем анахоретство. Анахоретом я и сам иногда бываю. А тут есть чувства, но какие-то... ненастоящие, чужие.

> весёлость, беспечность, и даже "мальчишество"

Вот это как раз совершенно незаметно по ходу действия, по-моему.

> Они бывали на симпосионах

Вот-вот, Ефремов писал своих "людей будущего" с античных мудрецов, а Стругацкие - с "мальчуганов" Ферми и других физиков начала и середины XX века, которые значительно ближе к будущему по времени и действительно изменили мир. При всех "но" подход Стругацких представляется мне более логичным.

> но во что созидательное его вложить - он просто не знает и не понимает...

Смерть-планетчики вкладывали свое мальчишество в изучение космогонии. Ученые "Далекой Радуги" в разработку телепортации. Земляне в "Парне из преисподней" - в прекращение войны. Ну а что делают людены - это выше нашего понимания.

> Сравните, например, ситуацию на Тормансе и неназванной планете с Аркарнаром и пр. "варварскими" королевствами

В начале "Часа Быка" сказано, что некоторые из отсталых цивилизаций переходили к коммунизму легко и просто. А некоторые так заплутали, что "их приходилось исправлять веками". (Точная цитата.) Может быть планета Руматы - как раз такой случай? В конце концов, там еще средневековье, а на Тормансе - уже космическая эра. Производительные силы созрели и даже перезрели.

Reply

77dmk March 10 2024, 04:33:52 UTC
Но и читатель - не ученый.

😁
Да и обсуждение не на кафедре этологии биофака - это всё понятно.

трудно это сформулировать как какой-то общий закон, но мы имеем следующее: у более прогрессивных видов часто наблюдаются признаки, которые для видов-предков являются детскими

В том-то и дело, что хотя нечто похожее бывает (правда - не совсем так, вернее - совсем не так), но в данном случае отрабатывает принципиально иной механизм.
Биологический - это изменение параметров и длительности тех или иных стадий развития, дающее определённые адаптационные "плюшки".
Социальный - это тоже получение неких "плюшек", но совершенно иным путём - консолидации усилий, каковая, в свою очередь, выдвигает и определённые требования (прежде всего - к организации взаимодействия и уровню взаимозависимости). Эти требования (как и соответствование оным) определяются исключительно этой самой консолидацией, а было ли нечто похожее в детском состоянии у предков или ближайших родственников или не было - ни на сами эти требования, ни на обязательность их выполнения не повлияет никак (ну, разве что, если было - возможно будет проще переформатироваться).

предкам эти признаки непонятны, они будут видеть только детскость

На самом деле - нет: шимпанзе воспринимает тех же людей - именно как людей, а не собственных детёнышей.

следы читать не умеет, огонь трением добыть не может, постоянно наступает босыми ногами на какие-то колючки, да он неразумный как ребенок!

При таком раскладе и "цивилизованный" homo будет воспринимать "дикаря" в качестве этакого ребёнка - ходит голым, "элементарных" вещей (коим учат ещё в школе) не знает: как есть - младенец.

А по-моему, главное различие детей и взрослых в другом. Взрослые полагаются на свой жизненный опыт.

Вы, разумеется, вольны считать и так.
Но и юридически, и психо-физиологически взросление - это именно "дееспособность" (и прежде всего - именно в смысле ответственности "знаю, что так можно").
Ну, и с социальной т.з. люди свои действия коррелируют отнюдь не с непосредственно опытом, а влиянием среды; каковое собственно, в числе прочего формирует и данный опыт - что действительно может приводить к путанице в восприятии основания поступков; однако если их развести (например - сменив условия), то приоритеты станут очевидны - ибо в данных обстоятельствах человек будет прежде всего стараться разобраться в новых реалиях (и уже на основании этой информации выстраивать и поведенческую парадигму и набирать этот самый опыт), а отнюдь не напирать на "а вот раньше делал так - и теперь буду!" (хотя, конечно, уровень консервативности и адаптации у всех разный, так что сбои и проблемы неизбежны).

а прихожан какой-то строгой религии

Да, я читал.
Но здесь налицо недостоверность восприятия.
Скажем: вас же не удивляет, что, например, придя на завод или в школу, все люди переодеваются из (порой - весьма разноплановой и разноцветной) обыденной одежды в стандартную (частенько - однотонную) спецовку, строго блюдут некие правила (и по рабочей инструкции и из соображений безопасности), вместо обычных хаотичных "шатаний" по дому или по улице - их передвижения достаточно строго регламентированы, а весь ритм - синхронизирован.
Сторонний неискушённый наблюдатель вполне может принять это всё за некий ритуал, однако коренная разность здесь очевидна: сектанские правила и ограничения как правило жёстко формализированы - однако суть этой формы зачастую нарочито скрыта не только от неофитов, но и "продвинутых пользователей", а сама она "жёстко закреплена"; здесь же - рабочий распорядок диктуется самим содержанием работы и в случае изменений в таковой соответствующим образом будет видоизменён; ну и - целевое назначение правил и форм кардинально отлично (в первом случае - организация подчинения, во втором - оптимизация процесса и повышение эффективности).
Равно и тут: человечество (как, прежде всего, социальная структура) имеет весьма отличающиеся возможности, однако оборотной стороной такого могущества является и куда большая требовательность, причём - чем выше структурность - тем больше отдача - тем жёстче условия.

⬇️

Reply

77dmk March 10 2024, 04:38:31 UTC
Если кто-то из горилл или шимпанзе не захочет сегодня собирать плоды или жевать листья - дело целиком хозяйское; лодыри даже в примитивном "человеческом стаде" влияют уже на жизнь всей группы в целом, невыход на работу в индустриальном обществе - определяет уже не просто чей-то личный дневной заработок, но может поставить под удар и нарушить работу всех смежных операций (а в отдельных случаях - и целых отраслей).
Соответственно - здесь критическим становится надёжность каждого звена, какового добиваются как специальными общественными методами (работой целых больших структур - вроде Академий Горя и Радости, Производительных Сил, Психофизиологии Труда), так и личными: каждый землянин эры Великого кольца (а уж тем паче Встретившихся Рук) ориентируется даже в самых, казалось бы, примитивных и обыденных вопросах (а тем паче - важных вещах) на непременное взаимодействие с окружающими, их реакцию и последствия (думает прежде всего о других, а уже затем - о себе).
Здесь - повторюсь - ситуация как с организмом, где даже в самом примитивном варианте взаимодействие клеток организовано уже по совсем иному принципу чем у одноклеточных (даже колониальных), а с ростом уровня структурности оный параметр усложняется многократно.
И именно этот аспект (показать как сами отличия, так и - главное! - их характер и причины) и было главным (и об этом прямо сказано Ефремовым) в фантастике будущего.
Ну, и нельзя не заметить, что до сих пор этот важнейший нюанс находится даже не на периферии общественного сознания, а где-то (далеко) за пределами оного: футуристические прогнозы учитывают исключительно техническую составляющую прогресса, игнорируя социальное развитие, а уж изменчивость самих людей в этих обстоятельствах - и подавно (т.е. наивно полагая, что мы такими и останемся, но только - с какими-нибудь антигравитронами и нуль-Т-звездолётами).

А тут есть чувства, но какие-то... ненастоящие, чужие

Чужие - безусловно: если современному человеку в наличествующих условиях дать те возможности и тот (обязательный для этих возможностей) накал, то:
"Ваши больницы устроены без понимания психологического воздействия среды; удивляюсь, как выздоравливают в них.
- Еще как выздоравливают! - заверил заместитель директора.
- Понимаю. Люди Ян-Ях не подобны туго натянутым струнам, как мы, земляне, и легче переносят инфернальные условия. У них нет другого выхода. Мы бы очень скоро расплатились здесь за нашу быстроту реакций, напряженность чувств и нагрузку памяти."

Ну, а про "настоящесть" - советую ещё подумать: о кого переживания и ощущения будут более наполнены и глубоки: преобразователей природы и покорителей космоса, живущими делами и интересами всей планеты (а то уже и не одной), или современных обывателей, проживающих жизни между придирками начальства, повышением цен, досужими сплетнями и бытовыми неурядицами.
"Человечек современный, низкорослый, слабосильный,
Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин,
Весь трусливый, весь двуличный, косодушный, щепетильный,
Вся душа его, душонка - точно из морщин.

Вечно должен и не должен, то - нельзя, а это - можно,
Брак законный, спрос и купля, облик сонный, гроб сердец.
Можешь карты, можешь мысли передернуть - осторожно,
Явно грабить неразумно, но - стриги овец.

Монотонный, односложный, как напевы людоеда:
Тот упорно две-три ноты тянет-тянет без конца,
Зверь несчастный существует от обеда до обеда,
Чтоб поесть - жену убьет он, умертвит отца.

Этот ту же песню тянет, - только он ведь просвещенный,
Он оформит, он запишет, дверь запрет он на крючок.
Бледноумный, сыщик вольных, немочь сердца, евнух сонный,
О, когда б ты, миллионный, вдруг исчезнуть мог!"

К. Бальмонт "Человечки"

⬇️

Reply

77dmk March 10 2024, 04:40:30 UTC
вкладывали свое мальчишество в изучение космогонии
Ученые "Далекой Радуги" в разработку телепортации
Земляне в "Парне из преисподней" - в прекращение войны

Обратите внимание, что при всём несомненном благородстве заявленных целей, оные, опять-таки, реализуются исключительно по-детски - от любопытства или во имя справедливости, что само по себе отнюдь не плохо - но очевидно недостаточно.
И сравните с:
"- Я снова скажу, что знаю слишком мало, для того чтобы охватить сумму познания и сравнить ее. Поэтому сказанное мной надо рассматривать лишь как самое общее и поверхностное впечатление. Правильно ли мнение, создавшееся у нас, пришельцев с Земли? Мне не раз приходилось здесь слышать, что точная наука берется разрешить все проблемы человечества Ян-Ях.
- Разве у вас, покорителей космоса, не так? - спросил председатель.
Вир Норин покачал головой.
- Даже если не требовать истин, основанных на непротиворечивых фактах, наука даже в собственном развитии необъективна, непостоянна и не настолько точна, чтобы взять на себя всестороннее моделирование общества. Один из знаменитых ученых Земли еще в древнее время, лорд Рейли, сформулировал очень точно: «Я не думаю, чтобы ученый имел больше прав считать себя пророком, чем другие образованные люди. В глубине души он знает, что под построенными им теориями лежат противоречия, которые он не в силах разрешить. Высшие загадки бытия, если они вообще постижимы для человеческого ума, требуют иного вооружения, чем только расчет и эксперимент»…
- Какая позорная беспомощность! Только и осталось призвать на помощь божество, - раздался резкий голос.
Вир Норин повернулся в сторону невидимого скептика.
- Основное правило нашей психологии предписывает искать в себе самом то, что предполагаете в других. Все та же трудно истребимая идея о сверхсуществах живет в вас. Боги, сверхгерои, сверхученые…
Земной физик, о котором я вспомнил, имел в виду гигантские внутренние силы человеческой психики, ее врожденную способность исправлять дисторсию мира, возникающую при искажении естественных законов, от недостаточности познания. Он имел в виду необходимость дополнить метод внешнего исследования, некогда характерный для науки Запада нашей планеты, интроспективным методом Востока Земли, как раз полагаясь только на собственные силы человеческого разума.
- Это годы безрезультатных размышлений, - возразили Вир Норину из дальнего угла аудитории, - у нас нет ни времени, ни средств. Правительство не дает нам больших денег, а вы смотрите на нашу бедность с вашей богатой планеты.
- Бедность и богатство в познании относительны, - возразил астронавигатор, - у нас на Земле все начинается с вопроса: какова польза человеку от самых отдаленных последствий, от самого малого расхода духовных и материальных сил? Вы говорите об отсутствии средств? Тогда зачем вы стремитесь к овладению первичными силами космоса, не познав как следует необходимых человеку вещей? Неужели вам еще не ясно, что каждый шаг на этом пути дается труднее предыдущего, ибо элементарные основы вселенной надежно скованы в доступных нам видах материи? Даже пространственно-временная протяженность неудержимо стремится принять замкнутую форму существования. Вы гребете против течения, сила которого все возрастает. Чудовищная стоимость, сложность и энергетическая потребность ваших приборов давно превысили истощенные производительные силы планеты и волю к жизни ваших людей! Идите иным путем - путем создания могучего бесклассового общества из сильных, здоровых и умных людей. Вот на что надо тратить все без исключения силы. Еще один из древних ученых Земли, математик Пуанкаре, сказал, что число возможных научных объяснений любого физического явления безгранично. Так выбирайте только то, что станет непосредственным шагом, пусть маленьким, к счастью и здоровью людей. Только это, больше ничего!
Прежде чем научиться нести чужое бремя, мы учимся, как не умножать это бремя. Стараемся, чтобы ни одно наше действие не увеличивало суммы всепланетной скорби, постигая диалектику жизни, гораздо более сложную и трудную, чем все головоломные задачи творцов научных теорий и новых путей искусства.
Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств.

⬇️

Reply

77dmk March 10 2024, 04:42:44 UTC
Всепроникающей культуры, гармонии между деятельностью и поведением, между профессией и моралью у вас еще нет даже на самой вершине культуры Ян-Ях, какой считается здесь физико-математическая наука…
- А у вас, на Земле, не считается?
- Нет. Вершина, куда сходятся в фокусе все системы познания, у нас история."

а что делают людены - это выше нашего понимания

😁
Вернее - свидетельство ограниченности писателей, которым надо было "нагнать пафоса", но конкретизация оного оказалась банально не по силам, поэтому пришлось всё свести к весьма мутным полу-четвертьнамёкам... Ефремов же наоборот - максимально открыто берётся разбирать сложные вопросы и не скрывает ни не нравящихся кому-то результатов, не заигрывает с самолюбием, не абсолютизирует героев, показывая относительность и этого положения:
"безграничный океан познания так же простирается перед нами, как и перед ними. Эмоциональной разницы нет. А личное достоинство, мечты и любовь, дружба и понимание - все, что выращивает и воспитывает нас? В этом мы одинаковы."

Кстати - это как раз по поводу вашей аналогии с сектами - вот вам ещё отрывок (уже не Ефремова) для "информации к размышлению" (о противопоставлении подходов русского путешественника, попавшего к "потерянным людям" на Таймыре (которому дали прозвище Тынкага - "сильный человек", и местной шаманки):
"Тайное путешествие в Долину Алых Скал как бы встряхнуло Кеюлькана, заставило задуматься о жизни в котловине, о злой и мстительной Хытындо, о Тынкаге, который сделал «детям солнца» так много добра.
Все время в ушах звучал негромкий успокоительный голос: «Это туман. Только туман. Не призраки, не злые духи. А это камни. Обыкновенные камни, Кеюлькан!»
Сын Нырты думал о том, что, собственно говоря, так было всегда. Тынкага только и делал, что старался ободрить, успокоить «детей солнца», отогнать от них страшные видения, кошмарные сны. Он словно бы вел весь народ, как вел Кеюлькана той ночью по крутым подъемам и спускам, по самому краю бездны. Он уверенно вел его за собой сквозь густой колышущийся туман, населенный призраками, и те, пугаясь его голоса, сторонились, уступали дорогу.
Тынкага делал обратное тому, что делала шаманка. Она пугала людей, чтобы упрочить свою власть в котловине.
Об этом Кеюлькан знал лучше, чем кто-либо другой. Только сейчас понял он, что, принимая участие в колдовских церемониях, по существу, помогал шаманке одурачивать своих соплеменников.
Раньше это казалось ему всего лишь безобидной игрой. Юноша вместе с Хытындо и Якагой потешался над испуганными «детьми солнца», наслаждался своим превосходством над ними. Теперь ему было стыдно, и особенно перед Тынкагой."
Л. Платов "Страна Семи Трав"
Сравните этих самых "непостижимых" люденов (и их "без сомнения важные и полезные" - но априори "недоступные простым смертным дела") с теми же землянами - у которых всё абсолютно прозрачно и ясно.
"Джинн был добрым.
Из бутылки вылез,
а бутылку
подарил мальцу...
Стражники царёвы подивились:
мимо них
шагнула тень
к дворцу.
Царь,
румяный, как шашлык по-царски,
глянул на волшебника хитро:
- Ты откуда взялся?
- Я?
Из сказки.
- А сюда зачем?
- Творить
добро.
- Значит, будешь требовать в награду
золотишко,
бархату аршин?
Может, дочку царскую?
- Не надо.
Ничего не надо
Я же -
джинн.

Царь перекрестился на икону,
скипетром покачивая в такт,
и сказал сурово:
- Нет закону,
чтоб добро творили
просто так!..

Засмеялся джинн.
Подался в город.
И -
покрытый копотью лучин -
он сначала
уничтожил голод,
грамоте мальчишек научил,
лес дремучий вырубил без страха,
запросто остановил чуму...

Люди относились к джинну
странно
и не очень верили ему.
Их одно лишь интересовало:
- Всё-таки скажи,
открой секрет...
Сам-то ты
неужто без навара?
- Я же джинн!
- Ну-у, это не ответ!
Не бывает так...
Добро приносишь.
Бедным помогаешь задарма.
Ничего себе взамен
не просишь...
Понимаешь? -
Дураков нема.

Джинн
засеял рожью поле брани.
(Люди ночью
эту рожь
сожгли.)
Рассыпал он истины.
(Не брали.)
Планетарий выстроил!
(Не шли.)
Джина избегали.
Джина гнали.
(Дважды
чудом спасся от толпы!)

⬇️

Reply

77dmk March 10 2024, 04:44:03 UTC
Дружным хором
джинна проклинали
пасторы,
раввины
и попы.
Хаяли в костёлах и в мечетях,
тысячами
шли на одного!..
Джинн бы умер
в тягостных мученьях,
если б
не бессмертие его.
И, устав от мыслей раздражённых,
плюнул джинн
на непонятный мир...
И решил он
разводить крыжовник:
ягоду,
в которой - витамин.
Для себя!..

Над хутором заброшенным,
над последней страстью чудака
плыли -
не плохие, не хорошие -
средние
века."
Р. Рождественский

Может быть планета Руматы - как раз такой случай?

Дело ведь не в планете - а именно самих людях, а вернее - самом подходе:

"В одном из верхних рядов зала трижды мелькнул красный огонек. Поднялся молодой человек в широком белом плаще.
- Надо ли подчеркивать опасность? - заявил он. - Вам известно, насколько это увеличивает приток желающих даже в техническом опыте. Но речь идет о Тормансе, о возможности соединиться с нашими людьми, частицей человечества, случайно заброшенной в безмерную даль пространства!
Председатель покачал головой.
- Вы прибыли недавно с Юпитера и пропустили подробности обсуждения. Ни капли сомнения нет - мы должны это сделать. Если жители Торманса - люди с Земли, то наши и их прадеды дышали тем же воздухом, молекулы которого наполняют наши легкие. У них и у нас общий фонд генов, общая кровь, как сказали бы в ту эпоху, когда они улетали с Земли. И если жизнь у них так трудна, как это считают Кин Рух и его сотрудники, тем более мы обязаны поспешить. Мы в Совете говорили об опасности как специальном мотиве подбора людей. Напоминаю еще и еще раз: мы не можем применять силу, не можем прийти к ним ни карающими, ни всепрощающими вестниками высшего мира. Заставить их изменить свою жизнь было бы безумием, и потому нужен совсем особый такт и подход в этой небывалой экспедиции.
- На что же вы надеетесь? - озабоченно спросил человек с Юпитера.
- Если их беда - как огромное большинство всех бед - от невежества, то есть слепоты познания, тогда пусть они прозреют. И мы будем врачами их глаз. Если болезнь от трудных общих условий планеты, мы предложим им исцелить их экономику и технику - во всех случаях наш долг прийти как врачам, - ответил председатель, и все члены Совета поднялись, как один человек, чтобы выразить полное согласие."
vs

⬇️

Reply

77dmk March 10 2024, 04:44:23 UTC
"Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
- Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
- И это все? - спросил Румата.
- Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
- Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
- Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
- Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
- Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!
- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
- Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

Здесь, конечно, прежде всего надо учесть разность целеполагания (Стругацким - как я и писал ранее - определяюще важно заявить моральную проблему), но сопоставление - думается - предельно показательно.

Мои извинения за многабукофф и обилие цитат: я хотел показать, что данная особенность - это не чисто "Ефремовская фишка" (хотя он - из известных мне источников - пожалуй пошёл дальше всех), но - общая тенденция, и с разных сторон приходили к более-менее схожим результатам.

Reply


Leave a comment

Up