"Ветер времени" и... утопия

Mar 06, 2024 19:21


Часть 1.

В последний день зимы состоялось очередное собрание волгоградского КЛФ «Ветер времени». Тема была объявлена любопытная - «Утопия. Реальное будущее или несбыточная игра ума?» Собственно, ответ на вопрос содержится уже в самом определении слова «утопия». Википедия, а также Оксфорский словарь, утверждают, что утопия это «несбыточная, ( Read more... )

Ефремов, будущее, фантастика, "Ветер времени", литература

Leave a comment

new_vodokachkin March 6 2024, 17:04:08 UTC
//«несбыточная, неосуществимая мечта»//
- однако произведения о "несбыточных" и "неосуществимых" сценариях жизни создавались настолько упорно, явно в надежде, что кажущееся несбыточным сегодня может стать возможным завтра.

//высказался в том ключе, что, дескать, мечты - мечтами, но когда на смену мечтателям приходят те, кто пытается мечты воплотить, ... вот тут-то и получается нехорошее//
- ну, это заведомо тупиковый подход, при котором мечты из прикидочных вариантов целей и стратегий их достижения превращаются просто в средство бегства от реальности. Так сказать, заменитель компьютерных игрушек времен докомпьютерных.

//Можно, конечно, обсуждать насколько жизненна, насколько реалистична описанная Ефремовым модель общества//
- и можно, и нужно, только, я бы сказал, более предметно, а не с предельно обобщенных позиций типа "мне не нравится, я бы так жить не хотел". Это неконкретно. Продуктивнее будет, например, выделить какой-то пункт или несколько, и потолковать о них - насколько они представляются реальными, нужными/вредными, и почему именно.

Reply

skier69 March 6 2024, 18:16:52 UTC

> явно в надежде, что кажущееся несбыточным сегодня может стать возможным завтра.

Не знаю... в эпоху СССР, конечно, писали о "светлом будущем" как о конкретной перспективе, а в других случаях... ну, какое-то моделирование возможностей, мысленный эксперимент, да.

> заведомо тупиковый подход, при котором мечты из прикидочных вариантов
целей и стратегий их достижения превращаются просто в средство бегства
от реальности.

Да. Причём, в современной ситуации бегство в вымышленное прошлое выглядит даже предпочтительнее.

>Продуктивнее будет, например, выделить какой-то пункт или несколько, и потолковать о них

Мне кажется сейчас нет большого смысла обсуждать насколько реален мир "Туманности" Ефремова. Он явно не стоит на повестке дня. Вполне очевидно, что реальность будет (если будет) совершенно иной. Мы "отсюда" едва ли можем предугадать как оно будет "там".

Reply

77dmk March 7 2024, 01:25:34 UTC
IMHO - более чем актуален: он ведь не на пустом месте и не "просто так" образовывается.

"Фай Родис вспоминала странное чувство ужаса и отвращения, приходившее к ней по мере того, как она углублялась в избранную эпоху. В сосредоточенных размышлениях она как бы перевоплощалась в некоего среднего человека тех времен, односторонне образованного, убого информированного, отягощенного предрассудками и наивной, происходившей от незнания верой в чудо.
Ученый тех времен казался глухим эмоционально; обогащенный эмоциями художник - невежественным до слепоты. И между этими крайностями обыкновенный человек ЭРМ, предоставленный самому себе, не дисциплинированный воспитанием, болезненный, теряющий веру в себя и людей и находящийся на грани нервного надлома, метался от одной нелепости к другой в своей короткой жизни, зависевшей от множества случайностей.
Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в темное, не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом - смертью.
Начинающая двадцатипятилетняя исследовательница явилась к учителю с поникшей головой. Фай Родис всегда считала себя способной к трудному поприщу древней моноистории, но теперь она почувствовала свою эмоциональную слабость. Фай Родис захотелось спуститься в еще большую древность, где отдельные очаги цивилизаций не давали возможности для моноисторического синтеза и казались гораздо прекраснее. Недостаток фактов давал простор домыслам, осветленным представлениями Эры Встретившихся Рук. Сохранившиеся произведения искусств одевали то немногое, что было известно, ореолом большого духовного взлета.
Кин Рух, не скрывая улыбки, предложил Фай продолжать изучение ЭРМ еще год. Когда Родис стала видеть, как в неустроенной жизни ЭРМ выковывались духовные, морально-этические основы будущего мира, она была поражена и полностью захвачена картиной великой борьбы за знание, правду, справедливость, за сознательное завоевание здоровья и красоты. Впервые она поняла казавшуюся загадочной внезапность перелома хода истории на рубеже ЭМВ, когда человечество, измученное существованием на грани всеистребительной войны, раздробленное классовой, национальной и языковой рознью, истощившее естественные ресурсы планеты, совершило мировое социалистическое объединение. Сейчас, из дали веков, этот гигантский шаг вперед производил впечатление неожиданного прыжка. Прослеживание корней будущего, поразительной уверенности в светлом и прекрасном существе человека стало для Фай Родис главным делом жизни."

Мы - вот прямо здесь и сейчас - у этих самых корней и есть.

И незачем "гадать" - как "оно" будет "там" - это "там" прямо сейчас и здесь делается.

Reply

skier69 March 7 2024, 07:27:25 UTC

Красивые, замечательные, правильные слова, но... когда "стук со дна" превратился в привычный фон нашей жизни, то такие фразы общего, описательного характера лично у меня вызывают только усталость.

Да и... я говорил про обсуждение мира Ефремова. Мне кажется совершенно очевидным, что едва ли можно достоверно спрогнозировать общество отдалённого будущего, разве только в самых общих чертах. А насчёт "делается здесь и сейчас" - так я вот как раз не вижу, что, где и как делается. Полагаю, это вообще очень трудно увидеть нам, современникам. А вот потом, с расстояния в пару столетий, историки увидят, разберут и опишут.

Reply

77dmk March 7 2024, 08:24:47 UTC
¯\_(ツ)_/¯

Штука в том, что:

а) так уж получается (и это, разумеется, отнюдь не случайно), что глубокие качественные перемены (от, скажем, появления многоклеточности и до социальности) либо растягиваются на весьма долгие сроки, либо коренятся в максимально критическом положении; таким образом "стук со дна" - это не просто объективно негативный факт (хотя и это тоже) - но это стучится то самое будущее;

б) достоверный прогноз - тем паче на качественно отличающееся и крайне далёкое состояние - дело, конечно же, неблагодарное по определению; с другой стороны - если имеются некие крайне глобальные факторы - их действие и результат (не в смысле конкретики - тут разброс будет весьма велик, а именно в смысле общих трендов и итогов) - как раз в силу масштабности - предсказать проще, нежели случайные флюктуации и неизбежные отклонения.

Reply

skier69 March 7 2024, 18:42:41 UTC

"Стук со дна" - это всё новые этажи деградации. И сколько их там... бог весть. Боюсь, мне не дожить до момента когда со дна стучать перестанут.

Reply

77dmk March 8 2024, 05:24:30 UTC
"Стук со дна" - это всё новые этажи деградации

Безусловно.
Однако эта деградация: а) разрушение прежнего (уже отжившего и неработающего), б) расчистка поля и обеспечение возможности возникновения нового.

И сколько их там...

С учётом принципиальности изменений - довольно много (мы же не можем возводить здание нового на фундаменте прежнего - он просто по ТТХ априори не пригоден для качественно новых возможностей и требований) - так что и расчитстка понадобиться максимально глубокая.

Боюсь, мне не дожить

🙂
"Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе"

С другой стороны: а как наши пращуры обживали заново планету ("Земля-снежок"), выходили на сушу, переживали Чиксулубский метеорит и трапповый вулканизм, резкое сокращение лесов, извержение Тоба (когда на всю популяцию оставалось с полторы тысячи половозрелых особей) и голоценовые ледники... Санторин и катастрофу бронзового века, переселение народов и последующий крах всех средиземноморских культурных центров, оспу и чуму, малый ледниковый период и две мировые войны... "Мир вышел из своих суставов" - самая частая реакция современников на происходящее - и без хоть сколько-нибудь обоснованной надежды на улучшение в будущем (мы-то хоть понимаем - что именно происходит).

"Для чего мы не означим
Наших дум горячей дрожью,
Наполняем воздух плачем,
Снами, смешанными с ложью.

Для того-ль, чтоб бесполезно,
Без блаженства, без печали
Между Временем и Бездной
Начертить свои спирали.

Для того-ли, чтоб во мраке,
Полном снов и изобилья,
Бросить тягостные знаки
Утомленья и бессилья.

И когда сойдутся в храме
Сонмы радостных видений,
Быть тяжелыми камнями
Для грядущих поколений."

Reply

new_vodokachkin March 7 2024, 06:25:56 UTC
//в современной ситуации бегство в вымышленное прошлое выглядит даже предпочтительнее//
- во всяком случае, разгул всевозможной альтернативно-исторической писанины возник не на пустом месте. Но тут опять же присутствует то старательно обходимое умолчанием обстоятельство, что история уже состоялась, переиграть ее не получится, и таким образом, вся альтернативная история - не более, чем игры праздного ума.

А что до ефремовской концепции, то можно привести пример, как с ней в художественной форме дискутировал именно по ряду конкретных пунктов alex_rozoff в "Неандертальском томагавке". При всей неоднозначности авторских воззрений, сам подход представляется вполне конструктивным: если критиковать и полемизировать, то за что именно и с чем именно. Тем более, имеется ненулевое количество поклонников Ефремова, в его текстах видящих прямо-таки священное писание...

Reply

skier69 March 7 2024, 07:36:46 UTC

> разгул всевозможной альтернативно-исторической писанины возник не на пустом месте.

Ну да, не на пустом. Как следствие глубочайшего разочарования в "светлом будущем" и ощущения бессилия что-либо изменить. В такой ситуации только и остаётся - нырять в эскапические миры.

>ненулевое количество поклонников Ефремова, в его текстах видящих прямо-таки священное писание...

Так не случайно же warlen пишет чуть ниже, что герои Ефремова похожи на католических прихожан. :)

Reply


Leave a comment

Up