10 архитекторов. Ткачук

Jul 09, 2024 19:57


Вот я и добралась до первой женщины-архитектора. Началось все с того, что мне стало интересно, кто же проектировал минский театр музкомедии. И понеслась. В итоге оказалось, что хоть кто-то из моих классиков минской архитектуры до сих пор жив.






Оксана Федоровна Ткачук родилась в Ленинграде в 1933  году, была в числе тех, кого эвакуировали во время войны, и домой вернулась только в 46-м. В Ленинграде же она получила и образование в институте имени Репина, распределилась в Леноблпроект. А потом уехала в Минск к мужу.



В числе ранних значимых проектов был первый вариант знаменитого минского кафе «Журавинка», но оно уже столько раз менялось, что показывать здесь не буду.






Первый из объектов, на котором хотелось бы застроить внимание, - корпус БГЭУ (раньше это был институт народного хозяйства). Примечателен тем, что с одной стороны обычный кубик, а со второй и фасад сложнее, и там есть вот эта круглая штука, и вообще прикольная пластика некоторых бетонных элементов. Я такое люблю.  Когда жила в районе МАЗа, каталась мимо него на 59-м автобусе к бабушке.






Следующий объект - театр музкомедии, он же музыкальный театр. Довольно  интересный проект. Насколько мне известно,  на его месте раньше был клуб каких-то легких промышленников, и это была сложная реконструкция. Спецов по театрам у нас на тот момент не было, и Оксане Федоровне пришлось ездить в Ленинград на консультации.  Кстати, за проект она получила звание заслуженного архитектора БССР. Но что-то все-таки пошло не так, и в партере театра долгое время была звуковая яма, как раз в том месте, где обычно самые дорогие билеты. Занавес для сцены разрабатывал небезызвестный Александр Кищенко, а скульптурное оформление входной группы - Леонид Зильбер. Вообще для этого театра собирали всякое по всему СССР, даже люстры из Латвии привезли.






Ну, и поскольку я рассказываю все-таки про свой Минск, упомяну этот вот дом из конца 70-х. С современной точки зрения он не особо примечателен,  но проект относится к улучшенным, а еще он стоит на капецки сложном рельефе. Мне довольно часто приходится вокруг него ходить, и я могу  сказать,  что по вертикалке и тому, как он уложен в пятне застройки, это сложный объект, особенно для времен, когда  не было  ничего  электронного.

Ну и напоследок еще пару фактов из биографии архитектора. В возрасте 44-х лет Ткачук стала главным художником Минска  - административная должность, предполагающая председательство в советах, принимающих решение о памятниках, художественном оформлении фасадов и т.д.  Через пять лет ушла оттуда на художественный комбинат разрабатывать интерьеры общественных зданий. Позже открыла свою мастерскую и занималась мелочевкой вроде перепланировок квартир. Последним знаковым объектом Оксаны Федоровны была реконструкция кинотеатра под театр «Дзе Я?» в 2003-м году. Особенно мне импонирует, что Ткачук не была замечена в преподавании в минском политехе. Меня почему-то всегда очень радуют такие чистые практики. 

Ткачук, 10 архитекторов, архитектура, архитектура Беларуси, #архитектураповторникам, #10постовпроекта, #летниедни

Previous post Next post
Up