На этой неделе я наконец выбралась во Дворец искусства на Козлова. Там сейчас проходят целых три выставки. Две из них вот-вот закроются, о них расскажу чуть позже, а вот на работы Кищенко можно будет посмотреть еще три недели.
Я не буду врать, что пришла туда и прямо сразу влюбилась. Многие мои друзья художники объясняли мне, чем все это круто. Могу сказать от себя: энергетика у работ для меня лично очень тяжелая. Что-то похожее со мной происходит среди картин Малевича и Пикассо. Художник явно не мой. Но того, что он глыба это не отменяет.
История у Кищенко интернациональная. Родился он в российской глубинке. Учился во Львове. В Минск приехал преподавать в Театрально-художественном институте, здесь же получил звание Народного художника. Попреподавал не то 7, не то 10 лет, скорее всего, просто не успевал заниматься своими проектами, так что в итоге переключился на свое, взрослое творчество и работу с заказами. А их у него было немало.
Начну с того, что у Александра Кищенко очень узнаваемая цветовая гамма и отдельные элементы (вот эти «решеточки»). При этом он здорово умеет писать лица с очень живым выражением. Его часто сравнивают с Сезаном, Матиссом, Гогеном.
Лично я ожила и воспряла возле этих вот гобеленов. Если честно, о той истории, которую я расскажу дальше, я не знала.
Короче, у нас Александр Кищенко считается родоначальником нового белорусского гобелена. Его имя даже присвоили Борисовскому комбинату декоративно-прикладного искусства. На фотографии слева гобелен под названием «Чернобыль», который сейчас висит в штаб-квартире ООН. Как видите, немаленький. Но это не предел. Справа у нас «Гобелен века» весом почти в 300 кило, который попал в Книгу рекордов Геннеса как самый большой гобелен в мире. Ему присвоен статус историко-культурной ценности 1-й категории, т.е. он входит в культурное наследие Беларуси. Высота 19 метров, ширина - 14. При настолько циклопических размеров гобелен для зрителя почти неуловим, поскольку за несколько десятилетий своего существования выставлялся он считанное количество раз и сейчас хранится свернутым на комбинате, где был создан.
Если вы хотя бы раз были в Минске и прокатились по проспекту Независимости до Уручья, то вы наверняка видели вот эти громадные мозаики. И это тоже Кищенко.
Для меня же самой узнаваемой и главной его работой с детства была вот это мозаичное панно на гостинице «Турист», что возле универмага «Беларусь» на Партизанском проспекте. Район моего детства. Кстати, реставрацией этой мозаики несколько лет назад занимались сын и внук Александра Кищенко.