Время от времени я смотрю подобного рода фильмы. Борьба за равноправие. Роль личности в истории. События, послужившие поводом для глобальных перемен. В данном случае речь идет о Законе о гражданских правах и... о костности американской правовой системы. Чуть позже расскажу, что я имею ввиду.
Эта история произошла в южном штате Миссисипи. Темнокожий 14-летний мальчик, выросший в Чикаго, приехал навестить родственников на юг. Зайдя в небольшую лавку, он сделал комплимент продавщице, сказав ей, что она похожа на кинозвезду. «Инцидент» едва не завершился стрельбой...
Спустя несколько дней, семью разбудили ночью приехавшие белые мужчины в сопровождении нескольких темнокожих работников плантации. Подростка выволокли из дома и увезли в неизвестном направлении. Несколько дней спустя его изуродованное тело было найдено в реке.
Мать Эммета Тилла (его отец погиб во Второй Мировой, насколько я поняла) добившись с помощью общественных деятелей транспортировки тела своего ребенка назад в Чикаго, устроила похороны с открытым гробом. «Иначе мне никто не поверит», - сказала она. Позже она стала активным участником движения за гражданские права, приведшего к подписанию в 1957 году закона, позволявшего Министерству юстиции вмешиваться во внутренние дела штатов, если их правовая система каким-либо образом себя дискредитировала. В общем, если проблемы негров не волновали конкретного шерифа, они теперь начинали волновать сенаторов и конгрессменов.
Что же касается костности системы, то тут достаточно упомянуть один факт. Почему, собственно, этот фильм был снят сейчас. В 2022 (!!!) году, т.е. спустя 68 лет, был принят закон Эммета Тилла, по которому линчевание признали отдельным уголовным преступлением на почве ненависти. Вообще, рабство в США документально окончательно отменили в 1865 году (у нас крепостное право отменили всего на пару лет раньше). При этом чудесный штат Миссисипи эту самую отмену формально и окончательно признал чуть ли не в 2013.
Если честно, у меня подобные истории до сих пор вызывают какую-то оторопь. Я не понимаю всей этой сегрегации, нацизмов и прочих бременей белого человека. Возможно, дело в том, что кого ни возьми в наших широтах, в предках обязательно будут крепостные. У многих найдутся какие-нибудь мелкие дворяне. Кто-то наверняка будет потомком и тех, и других в самых причудливых комбинациях. Причем большинство не помнят даже, как звали прадедушку, не говоря уже о более ранних поколениях. При этом многие догадываются что татаро-монголы в их генетике... потоптались. В общем не до сегрегаций нам с такими кровями.
А маму Эммета очень жаль. Муж погиб, выполняя долг перед страной, которая спустя 15 лет ничего не сделала, чтобы защитить его ребенка от расправы. И на бедную женщину легло бремя целых двух потерь и понимание того, что если не она... то некому.