Вячеслав М. Найдыш: АРХЕОЛОГИЯ МИФА (МИФОТВОРЧЕСТВО В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ)

Sep 18, 2022 17:41



Вашему вниманию предлагается статья В.М. Найдыша, опубликованная в журнале "Мифологос".

В ней показывается, как универсальная культурная форма мифотворчество характеризуется воспроизведением принципиально не интерпретируемых обобщений на основе конкретно-чувственной образности. Его эволюция определяется ростом операциональной активности субъекта, когда операции над образами сами становятся объектами (операндами) для операций более высокого уровня. Можно выделить четыре исторических типа мифотворчества.

Первый тип - первобытное мифотворчество. Операндами мышления здесь выступают исключительно чувственные образы, мыслительные операции здесь не стали предметами воздействия для других операций. Поэтому субъект не обладает способностью соотносить себя с объектом; не осознает себя как носитель сознания. Второй тип формируется в ходе неолитической революции, становления цивилизации. Активно-деятельное отношение к миру требует от субъекта умения мысленно перестраивать свое отношение к объекту.

Возникает абстрактно-понятийное мышление, преодолевается идентификация реальности с содержанием сознания. Все три «сущностные силы» мифа (обобщенное представление, повествование, обрядово-ритуальный момент) находят свое продолжение в фольклорном, мифопоэтическом, эпическом, религиозном творчестве и др. Особую роль здесь приобретает тайнотворчество. Третий тип мифотворчества характерен для сознания новоевропейской эпохи Модерна. Условия для воспроизводства форм мифотворчества здесь складываются на основе неэлиминируемости в процессе познания характеристик субъекта, необходимости учета его конкретно-исторических и социально-психологических
особенностей.

Мифоподобные структуры воспроизводятся в художественно литературных образах, нравственных идеалах и оценках, политических идеологиях и программах (включая утопические), через возрождение архаики в обыденном сознании, религиозном мировосприятии, в СМИ, рекламе и др. Четвертый тип мифотворчества характерен для духовной культуры постмодерна. Личность постмодерна, мотивации которой задаются обществом потребления, не стремится вносить в процесс познания поправки на особенность своей позиции по отношению к объекту. Ее устраивает, что
образ объекта «растворяется» в чувственно-эмоциональной сфере. Поэтому сознание постмодерна характеризуется возвратом от абстрактно-понятийного к нагляднообразному, эмоционально насыщенному, «клиповому» отражению, т.е. по сути, к
мифологическому восприятию мира.

Источник

наука, современный миф

Previous post Next post
Up