РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ. Рассказ 26. Сказки на день рождения

Apr 07, 2016 12:27


НЭНСИ МЭЛЛОН
РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ
(перевод М.Шаскольской)
Рассказ 26
Сказки на день рождения
Шестилетняя девочка горько плакала. Ее папа, гордый тем, что у его дочки есть интерес к естественным наукам, подарил ей на день рождения большую книгу про насекомых. Девочка объясняла, всхлипывая: «Я хочу знать про насекомых! А этого всего не хочу!».

Если родители умеют слышать ребенка, то их собственная интуитивная мудрость помогает им находить именно те подарки, что нужны ребенку. Сказка на день рождения соединяет ребенка с мистерией и радостью рождения. Сказки о том, как что-то произошло, зародилось, связывают их с творческой основой в самой сердцевине их жизни. Но эти же «деньрожденные» сказки могут и породить вопросы о старении и смерти.[Читайте дальше]
Одна семья, где было несколько детей в возрасте от трех до девяти, праздновала день рождения бабушки, когда бабушка уже была стара и сильно болела. Они пригласили друзей и играли вместе с бабушкой в обычные настольные детские игры,  Когда гости ушли, все члены семьи сели вместе и играли в игру, которую они придумали, под названием «Спроси бабушку». Каждому разрешалось спросить бабушку что угодно, что самому хотелось знать. Мама записала все детские вопросы и бабушкины ответы и  сделала самодельную книжку «Бабушкин день рождения». Дети раскрасили обложку и текст и с бабушкиного разрешения послали тем родственникам, которые не могли быть на празднике.
День рождения с маленькими детьми можно праздновать не один день, а по количеству лет: «Через семьдесят дней дедушке будет семьдесят лет». «Через семь дней тебе будет семь лет, и сегодня вечером я тебе расскажу сказку в подарок. Завтра еще кто-нибудь из нас расскажет еще сказку». Когда рассказывают разные члены семьи или сказка звучит от лица разных кукол каждый вечер по мере того, как приближается день рождения, то создается чувство ожидания, оно волнует и все возрастает по мере приближения самого дня. Когда же он наступает, то в этот день или в какой-то последующий ребенок постарше может сам рассказать семье свою «деньрожденную» сказку. В нее могут вплетаться и те осязаемые подарки, которые ребенок получил. День рождения - слишком значительный и слишком непростой день, чтобы его можно было выразить одним только шумным праздником.
Детей очень впечатляет, когда и как им рассказывают историю их происхождения. Во время около дня рождения это особенно чувствуется - в этот день можно вздохнуть широко и свободно, охватить всю перспективу нашего происхождения, испытить чувство непрерывности, вглядываясь в те неведомые «пути славы», откуда мы произошли. Хорошо начинается такая сказка: «Жили как-то раз мать и отец, которые мечтали о ребенке… Ангел услышал их мечты и отправился искать ребенка, который хотел бы отправиться на Землю. А когда нашел ребенка, сказал ему: “Ты скоро отправишься в путешествие». Умный интерес к космосу, который родители мягко дарят ребенку в образах, позволяет прозвучать и более общим и важным вопросам: Кто я на самом деле? Откуда я взялся? Кто создал меня? Почему я на Земле рядом с вами? И может оказаться, что такая история всего нужнее, когда отношения между родителями непросты и натянуты или в других, тоже непростых для ребенка ситуациях.
В каждой духовной традиции есть история о небесном ребенке, родившемся от земных родителей. Но небесные силы окружают каждого ребенка, наделяя его волей, чувствами и мышлением еще до земного зачатия. Если для вас существование ангелов - иллюзия, то может быть, стоит волевым усилием на время «устроить в неверии перерыв». Это поможет детям обрести чувство, что у них есть помощь и из других сфер. Так, в «Песне о Гайавате» мать Гайаваты получает свое дитя от космических высот. Для детей лет восьми и старше, да и для взрослых тоже, «Песнь о Гайавате» в образах и ритме дарит духовный широкий охват высоких героических качеств у ребенка, рожденного, чтобы вести и учить несколько народов.
- Я помню как все было в природе вокруг, когда ты родился, какие были звезды, какие люди. Я тебе хочу про них рассказать, - так очень просто один отец начал рассказывать своему сыну в преддвернии восьмого дня рождения. Он впервые решился поговорить с сыном таким, особым, образом. Есть много разных способов вернуться к обстоятельствам рождения. Кто при этом присутствовал? А кто еще хотел бы быть? Что думали мама и папа, когда ребенок только был зачат, когда он рос еще до рождения, когда родился?  Если поделиться этими событиями, передавая их теплыми и бережно подобранными словами, дети чувствуют себя вновь и внось соединенными с ранними временами своего процесса воплощения. По мере того, как они взрослеют, можно рассказ дополнять, и переживание рождения становится еще более прочным. Более поздние этапы роста ребенка во многих отношениях повторяют первый опыт рождения, а те многие «рождения», которые мы переживаем, вырастая, это часть огромного мира творения и возрождения - того мира, который искал выражения в мифах и волшебных сказках с незапамятных времен. Восприимчивое время дней рождения благоприятно для того, чтобы проблемы преобразовать в сказку или историю, обращенную к глубинному слуху каждого. Мне доводилось наблюдать за многими родителями, за тем, как они живо помогали друг другу творить рассказы для дней рождения детей. Одна мама четырехлетнего сына, который очень полюбил раскачиваться на велосипеде, набравшись храбрости, сочинила сказку о крепком молодом дубке под сильным ветром. Пара родителей, очень озабоченные тем, что их ребенок в восемь лет еще мочил постель, сочинили историю про плотину, где было много разных деталей о том, как она строилась, как великан украл самый главный ключ от шлюза, ио сторож, естественно, все вернул на место, как положено. Им удалось сделать сказку достаточно простой и научиться рассказывать ее твердо и ясно, без всяких суждений. Еще один ребенок, который любил громко вопить в тихих местах, получил смешную историю про гуся, который громко галдел, а потом напился воды из спокойного зеленого озера и вдруг стал слышать тихий шелест стрекоз в воздухе и рыбок в воде. А для одной девочки с буйным характером сказка начиналась так: «Однажды, в одной комнате в одном углу сидела одна принцесса. А в другом углу сидел сердитый-сердитый маленький человечек…». Еще одному ребенку шести лет, который очень любил разных насекомых, очень понравилась папина сказка на день рождения про человека, который любил разных зверей, но больше всех любил гусеницу. Ребенок, легко раздаривавший вещи, получил сказку про молоденькую фею-крестную, у которой была своя собственная и больше ничья волшебная палочка. А десятилетняя девочка, которая уже слышала много-много сказок, рассказала такую собственную сказку на день рождения младшего брата:
«Жил-был гном, который так громко ревел, что люди, проходившие мимо, старались поскорее пробежать бегом. А он от этого ревел еще громче, так что деревья шатались. Наконец прибежала к нему саламандра и спросила: «Что ты так громко ревешь, братец?» - «Никто не хочет меня слушать» - сказал гном. И саламандра ответила: «Я буду с тобой. Буду тебя слушать. Давай отправимся в путешествие и если тебе захочется еще пореветь, ты мне скажешь, почему тебе захотелось».
Я получала большое удовольствие, участвуя в создании многих родительских сказок для дней рождения их детей. Ритуал дня рождения есть ритуал перехода, а время это очень важное время для ребенка, когда созвездия его будущего сияют особенно ярко. Поэтому день рождения - особая возможность найти связь с жизненным путем ребенка. Сочинить историю в созвучии с тем, что нужно ребенку, - это как испечь добрый хлеб. Берешь самую лучшую муку и все остальные ингредиенты, соединяешь в должном порядке, месишь тесто с любовью, добавляя то одно, то другок, затем даешь ему подойти и испечься. Хлеб уже испечен, а аромат все разносится. Ингредиенты сказки могут прямо войти в жизненный поток ребенка, принося то, что нужно для роста и для того, чтобы крепли и слушатель, и рассказчик.

Подсказки для историй на день рождения

  1. Всем сердцем ищите то, что действительно необходимо вашему ребенку. Ваше стремление найти именно тот подарок, какого он или она ждет, направит вас и поможет. Станьте проводником, по которому притечет мудрость, что послужит его или ее росту.
  2. Создайте временную рамку, наметив день и час, когда вы хотите закончить и уже поделиться с ребенком вашей сказкой. Дайте себе достаточно времени на ее подготовку.
  3. Наблюдайте за жизнью вашего ребенка с глубоким уважением. Обрести широкий взгляд на маленького ребенка, на его жизнь от зачатия до взросления - для этого требуется отвага.
  4. Придумайте героя, у которого есть одна или две сильные стороны, такие же как у вашего ребенка. Когда я готова написать сказку или историю, я на какое-то время замираю и жду, чтобы главный герой появился передо мной. Я доверяю этому образу, и если позволяет время, рисую карандашами или красками этого героя или нахожу несколько слов, характерных для его описания.
  5. Персонажи сказок и историй живут своей жизнью. Самые лучшие сказки для маленьких содержат мало прилагательных. Они с самого начала вводят героев в действие и не психологизируют.
  6. Поживите какое-то время с проблемой ребенка и позвольте ей превратиться в образную картину. Сила воображения отметает более заурядные мысли и вводит в игру и в действие более высокие творческие способности. Поищите, что подскажет вам воображение, как выразить жизненные задачи вашего сына или дочки, которые приходят, чтобы сложился их характер. В хорошей волшебной сказке решение этих задач неизменно приходит, благодаря помощи высоких и благосклонных сил.
  7. Приведите историю к доброму и довольному концу, который подарит веру в любовь и справедливость мира.  Когда я сочиняю сказку, какое бы у меня самой ни было настроение, я привожу ее к такому концу, который ведет, как мне это видится, к счастью.
Супружеская пара решила сочинить историю для своего сына Майкла в преддверии его семилетия. Мальчик был очень беспокойный, у него случались дикие выходки, очень досаждавшие их соседям по тихому пригородному району. Изо дня в день он носился с буйными криками по окрестности, залезая на все деревья. При этом он был добродушным, умным и очень симпатичным на вид мальчиком.
Родители сели со мной вместе сочинять историю, которую можно было бы рассказать на дне рождения в середине осени, который собирались отметить вместе с учителями и одноклассниками мальчика. У них было чувство, что ему надо бы больше чувствовать связь с семьей отца родом из Португалии, где на протяжении многих поколений все были крепко спаяны друг с другом и рыбачили в море. Родители вели сказку по очереди - какое-то время вела повествование мать, затем нить переходила к отцу. Они очень хотели создать хороший подарок для сына, и это их желание давало жизнь их фантазии. Иногда сказка текла легко слово за словом, иногда они прикрывали глаза, чтобы найти образ, или они пробовали слова на вкус и на звучание. Оказалось удачной мыслью взять настоящие имена членов семьи. Сказка начиналась разноцветной картиной:
«Среди многих островов страны под названием Португалия есть маленький остров под названием Сан-Мигель. Как-то раз, как только солнце раскрасило небо цветом как персик и как яркий красный перец, бабушка проснулась и пошла кормить кур и петушков, дедушка сидел и чинил свои сети, папа уже ушел работать - строить большие рыбачьи лодки, а мама принялась готовить завтрак для всей семьи. А Георг-Мигель открыл глаза, потянулся и тут же побежал на улицу. Он бежал прямо на восход солнца и вдруг… Вдруг на горящем яркими красками небе он увидел летящего дракона».


Рисунок с сайта Dreamworlds.ru
Родители хотели, чтобы образы, краски и сам язык сказки помог соединить вместе необузданную энергию мальчика и любовь. У их сына в классе была одна очень хрупкая девочка, с которой он особенно дружил и оберегал ее.
«Ола! Смотрите! Георг-Мигель побежал рассказать папе на лодочном дворе и дедушке, который сидел среди сетей. Он рассказал бабушке в курятнике и маме, мешавшей ложкой в котле. Все они стали смотреть, как дракон приближается все ближе и ближе. Пришли дети, пришли их родители. Мигель взял за руку маленькую девочку и сказал ей спокойно и твердо: «Не бойся, он тебя не обидит, уж за этим я посмотрю».
Майкл любил воду, но еще больше ему были близки воздух и огонь. У родителей вдруг возник образ рыбачьей сети, и дальше история пошла довольно неожиданно.
«Тут Георг-Мигель повернулся к дедушке: «Можно я возьму твою сеть?» Сперва дедушка покачал головой. Но затем он удивился своему внуку и почувствовал за него гордость, и растянул только что починенную сеть. Георг-Мигель скатал ее, гордо взвалил на плечи, закрепил на поясе, как, он много раз видел, делает дедушка».
Дальше сказка рассказывала, как Георг-Мигель с тяжелой сетью на плечах взобрался на высокое дерево на высокой горе и, когда дракон приближался, он закричал громко, три раза бросал сеть и наконец поймал дракона, принес его на школьный двор, где для дракона построили клетку. Это было давно, но дети на острове Сан-Мигель до сих пор помнят мальчика Георгия-Мигеля, который поймал дракона. В его честь они всегда держат открытой дверцу клетки для дракона и громко-громко кричат.

На празднике по случаю дня рождения родители рассказали эту сказку, потом отец научил всех детей португальской рыбачьей песне, которую он помнил с детства, и все дружно и громко пели припев. Семья еще долго пела эту песню и пересказывала сказку, которая позволила мальчику сблизиться с его португальскими предками в очень чувствительном возрасте, а семье дала новый непредвзятый и некритичный взгляд на растущую мощь голоса их сына.
Previous post Next post
Up