Расскажем детям сказки. Рассказ 24. Чему учат сказки.

Mar 25, 2016 14:32


В этой части книги упоминается много имен, и я задержалась с очередным рассказом, потратив время на собственные размышления по поводу той или иной рекомендации. У меня мнение не всегда совпадает с мнением Нэнси. А некоторые книги, например, книги Мориса Сендака, для меня сомнительны. Но с ними плохо знакома. Помимо тех имен, что вы встретите в тексте, в оригинале есть еще упоминания книг о достоинствах (добродетелях).
William Bennett. The Book of Virtues.
Viger Guroyan. Tending the Heart of Virtue. How Classic Stories Awaken a Child's Moral Imagination.
Я этих книг не знаю. Да и со времени выхода оригинала книги прошло уже много лет и появились другие, на русском и на других языках и переводные.
Не хочется еще затягивать этот рассказ. Помещаю его пока так, а сама поищу и буду благодарна, если кто-то подскажет, какими книгами их можно дополнить или заменить. - МШ

НЭНСИ МЭЛЛОН
РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ
(перевод М,Шаскольской)
Рассказ 24.
Чему учат сказки?



Рисунок Александра Цвелика

Многие родители спрашивают: учат ли эти выдуманные истории или сказки детей быть добрыми, учат ли они правильно строить отношения с окружающим миром?
Чужие сказки, сквозь которые проходит сильный нравственный посыл, помогают нам сочинять и рассказывать. Это, например, сказки Макдоналда, сказка Дж.Рескина «Король Золотой реки», «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса.[Читайте дальше]

Сказки со счастливым добрым завершением помогают душе укрепиться, в трудные времена обрести веру, что будет лучше, задают ощущение верного направления тому ребенку, который живет в любой душе в любом возрасте. Один ученый с богатой фантазией, который читал и читает сказки больше шестидесяти лет, сказал мне недавно, что старые сказки он ощущает как гомеопатическую инъекцию змеиного яда: «Они меня заставляют воспрянуть, жить полноценно и творить добро!».
С помощью сказок вы создаете пространство воображения, в котором и вы, и ваши дети могут снова и снова исследовать разные состояния души. Бруно Беттельхейм и некоторые другие психологи настаивают, что детям надо рассказывать даже самые страшные и неприятные классические сказки, такие, как «Можжевельничек». Только, чтобы их рассказывать, надо самим потратить время, чтобы рассмотреть их объективно и спокойно. Если сказки озадачивают или отталкивают вам, такие книги как «Мудрость волшебных сказок» Рудольфа Мейера или «Исследование мифов и волшебных сказок с точки зрения психиатрии» Юлиуса Хирша могут помочь вам.
Творческая ткань волшебных сказок, насыщенная, богатая, многослойная, обращена к нашему высшему Я. Их отличает торжественный язык, совсем не такой, как в повседневной речи. Когда их рассказывают наизусть, спокойно, размеренное, негромко, они позволяют ребенку пережить нечто такое, что не доступно другими средствами. Вы вместе с ними проживаете тайны и события сказки, и тогда потом они могут радоваться счастливому концу. Это медитативный опыт и для рассказчика, и для слушателей. Сказка отзвучит, настанет минутка тишины, а глубинная мощь сказки продолжает свою работу. А те, кто слушали, могут почувствовать, как расширяется душа. Не надо объяснять значения сказки, лучше рассказать ее еще раз на следующий день, а потом еще и еще, и каждый раз со вниманием, не навешивая взрослых реакций. Тогда дети обретают крепость и устойчивость в том понимании, которое создали себе сами.

Некоторые указатели на пути
Если дети спрашивают: «А это по правде так было?», то они уже способны отличать «сказочный мир». Они входят в сказки или историю всем своим воображением, как в маленький театр. В возрасте пяти-шести лет они могут представить себя не только в сказке о своем окружающем мире, но и в сказке, где бедняки превращаются в королей, принцессы засыпают на сто лет, а дети могут потеряться и затем опять появиться. Семилетним уже по плечу и сказки с более глубокими превращениями, такие, как священная история американских индейцев «Прыгающая мышь» или «Золотой ключ» Макдоналда. Излишний взрослый реализм задевает разум ребенка, который видит больше саму жизнь, нежели практическую логику.
В поисках собственного пути к пониманию, о чем же собственно говорит сказка, дети входят в нее активно, в пробах и ошибках по пути. Если вдруг в середине волшебной сказки, такой, как русская «Жар-птица», ребенок начнет задавать вопросы, лучше помочь им найти ответ самим, например, сказав: «А почему, как ты думаешь, царевич заснул в саду?». Задающим вопросы детям я обычно отвечаю твердо:  «Давайте послушаем сказку еще раз, она нам сама все расскажет».
В волшебных сказках глубоко скрытые достоинства выводят темные и трудные вещи к сияющим царствам. Дурачкам дана любовь, истина, сдержанность, справделивость и сила. На пути встречается испытание, и мы знаем, что за ним будут еще и еще, как волны, набегающие на берег. Задача вслед за задачей помогают нам понять, что есть наши духовные хранители, которые нас оберегают в нашей самой обычной повседневной жизни.
Огромная мудрость звучит в этих старых сказках, об этом рассказывают нам в своих книгах Рудольф Мейер и Мария-Луиза фон Франц. В современных сказках, например в шедеврах Мориса Сендака, дети узнают о страхах, зависти, жадность и лени, которые могут задавить даже самые лучшие побуждения.
Если страшные истории не завершаются торжеством добра и истины, дети остаются с чувствами страха и беспомощности. Сказки и истории, которые оставляют ребенка со страшным или агрессивным или отталкивающим концом, где не проглядывает никакое нравственное искупление, могут хорошо представить жесткую игру на выживание, но не указывают пути. Б.Беттельхейм и Дж.Херршер подробно рассказывают, как во многих сказках скупой и злой родитель и ребенок уравновешиваются все снова и снова добрым родителем и добрым ребенком, чтобы вся семья была уверена, что внутри нас живет сила, способная вопреки всем обстоятельствам найти и дарить истинную любовь. Волшебные сказки с превращениями очень откликаются у шести- и семилетних детей. Неприметные, скромные герои, которые стремятся е большей любви и добру, очень трогают их сердца. Красивый язык сказок дает им возможность дышать на более высоком космическом уровне по мере того, как они проходят через свою череду изменений.
Когда в шесть-семь лет у детей просыпаются новые устремления, они просто жаждут рассказов о героях, обладающих величием и правотой, подобно тому, что скрыто в них самих. Новая жизнь бьется в них, зубы начинают расшатываться и выпадать, дети от этого приходят в возбуждение, чувствуя свои глубокие корни. Но, как и в других поворотных фазах развития, этот восторг сопровождается душевным хаосом и опасениями. Сказки и истории помогают детям создавать картины этого беспрерывно текучего, меняющегося мира, частью которого они являются, и дети успокаиваются, принимая в душе, что эта неловкость - дело времени, а новая жизнь пробьется как новые зубы. В собственной шепелявой речи дети радостно переживают больший изменения своего строения, а мудрые слова, услышанные от родителя, помогают позвоночнику разворачиваться, лопаткам удлиняться и укрепляться, кистям и ступням формироваться. Зубы и вся связанная с ними костная система - основа их будущей индивидуальности. Наше терпеливое внимание к качеству слов и образов продолжится в жизни их костей и органов на протяжении многих будущих лет.
Многие родители замечали, что такие насыщающие сказки могут постепенно вытеснить пустопорожние рассказы и разговоры. Глубина и богатство властных и мудрых образов начинает ощущаться во всем домашнем укладе. Более примитивные рассказы могут войти в жизнь ребенка с разных сторон, в том числе от вполне доброжелательных родных или друзей. Чтобы их выпалывать, словно сорняки в саду, потребуется решимость и настойчивость, тогда более значительные по сути великие старые сказки и истории начнут звучать и откликаться.
В восемь-девять лет фантазия ребенка принимает новое направление, и стиль рассказчика должен, соответственно, становиться менее сновидческим и более индивидуальным. Дети стали более общительны, они проверяют на прочность установленные границы, ссорятся, порой игнорируют авторитет взрослых, чтобы понять, насколько далеко можно зайти в своем собственном поведении против общих установок. Им интересно, как строят дом, как пекут хлеб, как полицейский поддерживает закон и порядок. В этом возрасте детям нужна активность и скорость, четко очерченные герои и понятная мораль. Веселые басни и истории с предупреждением об опасности с их ясным определением, что хорошо, что плохо, какое действие ведет к добру, а какое нет, подходят для этого возраста. Девятилетние дети начинают очень интересоваться ниспровержением - им нравится переворачивать вещи с ног на голову, выворачивать наизнанку и наслаждаться полученным результатом. Хорошо идут шутки и загадки. После девяти-десяти лет детям нужны сложные сюжеты и приземленные герои.
Но вне зависимости от возраста дети тянутся к сказочнику - живому, уважительному к ним, заботливому. Сказочнику, от которого исходят добро, мудрость и радость от самого рассказа. Тепло ваших устных сказок для детей священно. По мере того, как разворачивается сказка, оно поддерживает в них покой и уверенность, даже если от каких-то слов у них возникают непонятные чувства. Как сказала одна учительница и она же бабушка: «Просто возьмите ребенка к себе на колени и пусть он или она там почувствует себя под защитой. Это самое-самое лучшее место, где можно научиться справляться со страхами и заботами».
Previous post Next post
Up