Нэнси Мэллон. Расскажем детям сказки. Рассказ 22

Mar 15, 2016 13:52

А ведь уже весна! Пора, давно пора размораживаться нашим сказкам.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НЭНСИ МЭЛЛОН
РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ
(Перевод М.Шаскольской)
Рассказ 22. Весенние сказки



Весной распускается новая жизнь и взрослым естественно задуматься - что же это за бездонная огромная жизнь сосредоточена в маленьких детях? Одна мама нашла ранней весной кусок ткани с легкими звездочками и сделала из этой ткани полог над кроваткой своей шестилетней дочери. Каждый вечер лучистая звездная ткань мирно окружала их «сказочное пространство». Дочка рано начала осознавать свое место в всеобщем творении, и вместе с матерью очень радовалась простым рассказам о том, как птицы строят гнезда, а бобры - хатки, а все другие тоже несут в себе невидимые небесные предназначения. Мама рассказывала позже: «Я очень тихо говорила со звездами в это особое время и очень старалась не нарушить ее созерцательное настроение. Дочка собирала всех своих кукол, сажала их вокруг себя словно близких и далеких друзей, и сама сидела очень смирно, с широко раскрытыми и мечтательными глазами». Какие-то слова прилетали внезапно, словно птицы с небес, когда мама пребывала в таком глубоком единении со своей дочерью.[Spoiler (click to open)]
Один отец, который когда-то изучал наследие американских индейцев, хотел, чтобы его дети пережили уникальность каждой птицы, какие прилетали к ним в сад. Он наблюдал птиц в саду, наблюдал их повадки и особенности и делился с детьми своим интересом к птицам, деревьям и цветам. Дети часто подходили к нему с вопросами, и он отвечал на вопросы какой-нибудь индейской историей или легендой или рассказывал им историю о том, что разворачивалось прямо у них перед глазами.
У другого отца была такая трудность, что он никак не мог рассказать истории о природе сразу двум своим детям одновременно. В своем детстве он читал «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и ему очень нравилось представлять, будто это он летит. как Нильс. над широкими полями на спине у мудрой и дружелюбной птицы. Его восьмилетний сын увидел, как с юга прилетают птицы и стал задавать об этом папе вопросы, но отец думал, что это еще не подходящая для него история. Мальчик спрашивал очень серьезно: «А какая птица там вожак? А вожаки меняются? Или вся стая - это как одна большая птица?» Он хотел прямых и простых ответов на свои вопросы. Особенно ему было интересно про плохих лидеров, неразумных правителях. Любимая его сказка была «Новый наряд короля». А его шестилетняя сестра любила волшебные сказки, такие как Йоринда и Йорингель, где девочка по воле злой колдуньи на время превращается в птицу. Отец же хотел рассказывать что-то, что понравилось бы обоим детям. К своей радости и облегчению, он нашел русскую «Жар-Птицу», и тогда все были довольны.

Весной красота и благородство нашей Земли является всем нашим чувствам, но чтобы суметь говорить об этом, требуется воображение. Одна очень прозаическая мама хотела рассказывать сказки своим маленьким детям, но чувствовала, что когда она пускается в рассказ о чем-то вымышленном, получается скучно или глупо. С ободрения других она все-таки рискнула рассказать детям о весне. Весна у нее получилась величественной особой. Дети уже слышали от воспитателей про Госпожу Весну и охотно ввели маму в свои фантазии и игры. Словно нарочно для того, чтобы придать маме уверенности, они в одно прекрасное утро пригласили эту архетипическую даму к завтраку, а ее место украсили распустившимися и еще только распускающимися ветками. Дети были уверены, что Госпожа Весна в еде не нуждается и для нее никакого времени года нет кроме весны. Они по очереди говорили от лица маленького огненного дракончика на коробке с чаем, рассказывая невидимой Госпоже Весне про то, что бывает осень, про то, как там все существа заняты, про духов, которые иногда летают над землей в поисках места, где бы отдохнуть. Мать слушала их с нежностью и изумлением. Родители в ее «сказочной группе» допридумали еще Лорда и Леди Оттепель, друзей Госпожи Весны, и целый круг придворных, которые красиво танцевали в лужах и сугробах. Можно рассказывать веселые сказки про семейку Оттепель и их детей.
Одна мама, экспериментируя с весенними историями после холодной снежной зимы, хотела рассказать о том, как ранняя весна долго спит. Она придумала мудрую ворону, которая, нахохлившись, сидела и терпеливо ждала на острове посреди замерзшего озера.  Только когда эта зимняя птица полетела в далекий путь к Хозяйке Весне и постучала ей в окошко, та проснулась в своей кружевной постели и очень удивилась. Пока она просыпалась, у нее менялся цвет, а когда она вышла наружу, под ее ступнями земля становилась зеленой, и где она наклонялась, из земли вырастали фиолетовые и желтые крокусы. Так она шла, оставляя за собой зеленые следы, прямо к старику Морозу и его прислужникам. Она им спела песню, и зимние существа стряхнули на землю последние снежинки, а потом медленно отправились в арктические края. И мама, и дети почувствовали, что история помогла, наконец, наступить хорошей теплой погоде.

Апрель в северной Европе, Америке и Канаде - месяц мощных трансформаций. Детям хочется сказок о том, как весной новое возникает вдруг, разом, словно попрыгунчик из коробочки. Им нужны жизненные истории про новорожденных зверей, а потом уже естественным образом разворачиваются всякие приключения.
В семь лет детям близка нравственная реальность. Папа рассказал сыновьям историю про мальчика, который нашел гнездо, а в гнезде лежали яйца, в которых что-то постукивало. Одно яйца треснуло и открылось. Мальчику стало жалко, что маленьким птенчикам приходится так трудиться. Он решил помочь, взял одно яичко и открыл его. Но появившийся оттуда птенец скоро свернулся комочком и умер. Мальчик горько заплакал, а дедушка ему объяснял: «Каждый цыпленок должен свое яйца проклюнуть сам!»

Одна мама решила в одно прекрасное весеннее утро рассказать своим детям, как вообще все в мире началось. Они вышли в сад, завернулись в одеяло все вместе, так, чтобы ни одной щелочки не осталось. Какое-то время они повертелись, прилаживаясь там внутри, а потом замерли и тихо лежали долгую-долгую вечность. Потом мама глубоко вздохнула и услышала свой собственный голос: «В начале, в самом-самом начале не было ничего - ничего - ничего… - потом долго молчала и прошептала - Затем началось Творение… и появилась… Корова». Дальше история продолжалась и все возникло от Коровы - птицы, червяки, цветы, дети, дома… Через несколько дней мама открыла для себя целое собрание сказок разных стран и читала их детям вслух. Сказки были замечательные, дети очень увлекались, но ни одна не дарила такого ощущения чуда, как тот опыт, когда сказка родилась прямо тут, специально для них, из их собственных душ.
Точно так же мне недавно рассказала знакомая, что недавно у них на одну ночь остались ночевать дети - друзья ее сына, которому в апреле исполнялось семь лет. Они с мужем были ошеломлены этой дикой весенней энергией, а затем придумали, что с ней делать. Сначала мама торжественно зажгла свечу. Затем она попросила детей плотно закутаться в одеяла и спальные мешки. Дети с наслаждением покрутились, поерзали, а она пока что неторопливо рассказывала им о гусенице, которая искала себе пропитания, пока однажды не почувствовала, что что-то в ней меняется, и тогда она обвила себя блестящим коконом и почувствовала, что когда она проснется, у нее будут славные крылья. Вскоре дети крепко заснули, упоенные ее голосом и образным языком сказки. На следующее утро завтрак с «детьми-бабочками» был удивительно мирным, потому что весной изменения столь интенсивны, что одна-две истории о превращениях могут оказаться очень действенными. Их можно рассказывать и разыгрывать снова и снова. Присмотритесь, что привлекает вашего ребенка - муравей, старый корень дуба, голубиный помет, яркая бабочка, тающий снег? В ваших сказках и историях сложите слова бережно, с любовью и уважением к этой реальной жизни. Прочтите сказки Мак Доналда «Принцесса и Гоблин», «Принцесса и Курди», «Золотой ключ». В этих и других его сказках живут те, кто соучаствовали в жизни в течение множества веков. Эти существа - могучие носители мудрости, они подобны горам и лесам, в которых живут. Говорят они мало, зато точно знают, в чем нуждаются дети.
(Продолжение следует)


Previous post Next post
Up