Нэнси Мэллон. Расскажем детям сказки. Рассказ 20.

Nov 19, 2015 11:46


НЭНСИ МЭЛЛОН
РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ
(Перевод М.Шаскольской)
Рассказ 20

СКАЗКИ И ВРЕМЕНА ГОДА

Сменяя друг друга, времена года образуют великий круг.
Черный Лось
Ты сам есть малый мир - в тебе есть Солнце, Луна и звезды.
Ориген
Стоит лишь нам вместе с детьми открыть свои чувства миру природы, и вдохновение приходит само. Многие старые сказки утверждают, что природа говорит с каждым из нас, и что мы все зависим от ее мудрости. С незапамятных времен дети чувствуют тайны, скрытые в формах природы. В немецкой сказке «Царица пчел» герой-простак охраняет жизнь муравьев, уток и пчел и потому способен спасти жизнь многих людей. В одной из сказок североамериканских индейцев говорится о мальчике, который вслушивается в мудрые слова, что говорит ему древняя скала.

Двое ребятишек шли с мамой на обычную прогулку по летнему парку и подняли с земли упавший лист. В мгновение ока лист превратился в воображаемого друга, который согласился пойти с ними домой в одном из карманов. Дома мама с удивлением смотрела, как они радостно знакомят нового друга с остальными игрушками. Когда дети заснули, мама, вдохновившись их отношениями с новым другом, вдруг стала делать для них целую книжку цветных рисунков, где человечек-листик и ее дети были в окружении звезд, солнца и луны. Чтобы сшить листы книжки, она взяла гибкую зеленую веточку. Утром дети проснулись и увидели у изголовья готовую книжку, размером как раз с их листик. «Листик-человечек рассказал мне сказку, - сказала мама, - а я ее для вас нарисовала». Потом, в течение нескольких недель и даже месяцев в истории появились другие персонажи - кора и ее семейство, камушки и их семейство. Для этого понадобились наблюдение и фантазия. Появился и заговорил пористый камень, в который набиралась дождевая вода. В один прекрасный день цветы превратились в кукол-марионеток. Дети скоро навострились разыгрывать представления с этими «куклами» и развлекали маму, играя разные сценки во дворе или в гостиной. В представлении участвовали ветер, солнечные лучи и множество насекомых и птиц. Иногда по вечерам перед сном мама или папа еще раз пересказывали детям эти истории.
В любое время года можно показать детям, как почувствовать землю в ее живом присутствии, исполненном мудрости и любви. Когда наступает время сказки, то место в доме, которое посвящено земле, станет особенно значительным, благодаря рассказанным сказкам. Одна мама вместе с трехлетней дочкой сделала дома уголок, который назвала «Сад земли-матушки». Вместе с дочкой они приносили туда всякие природные предметы, которые им попадались на глаза. Каждый вечер перед сном мама бережно помогала дочке - словами или песенкой - вспомнить, что же они сегодня собрали. Мама хотела, чтобы дочка любила все времена года, поэтому как-то раз, когда на улице был серый непогожий день со снегом и гололедом, мама стала шить специальные «сказочные шапочки» для себя и для дочки - чтобы и в действительности, и символически закутать себя в жизненное тело природы. На одной стороне шапочек она вышила маленькие весенние и летние цветы и бабочек, которых они вместе всегда тщательно разглядывали. А на другой были пришиты вырезанные из фетра маленькие осенние листья, паучок, летящие птицы и снежинки. Когда на шапочке были видны цветы, то зимние знаки скрывались, а когда были видны снежинки на отворотах шапочки, то скрывались цветы.

Осенние сказки



Рисунок Александра Цвелика из цикла "Дыхание года"

К концу лета зелень уже всюду идет на убыль[Читайте дальше]

и энергия изменений пробуждает желание собирать и запасать. Это идеальное время, чтобы собрать осенние сказки и истории. У собак и других зверей начинает отрастать зимняя шкура, а нас, людей манит теплая одежда и теплые сказки. Дети чувствуют это инстинктивно, даже в тех странах. где уже одно или два поколения отделяют их от традиций заготовок фруктов и овощей.
Сказки вроде «Трех поросят» могут в занимательной форме сказать о предчувствии и возбуждении, которые охватывают и взрослых, и детей при приближении осени. Некоторые дети (хотя и далеко не все) беспокоятся, чувствуя огромную разрушительную силу в природе. И слушая сказки, которые говорят о мудрости природы, дети смогут вместе с нами обретать естественное восхищение той неиссякаемой материнской силой, что нас окружает. Мать-природа знает, как помогать всему тому, что умирает, укрывая при этом мириады семян и зимующих почек. Она принимает бесконечный дар отмирающих цветочных лепестков, мертвых мотыльков и пчел - и забирает их в свои обители превращений. Ее вместе с ее помощниками можно изобразить в песнях и сказках об отдыхе и приготовлении к новому росту.
Как-то раз осенью, когда я еще была совсем молодой, одна воспитательница детского сада попросила меня побыть в ее группе Матушкой-природой. Родители торжественно облачили меня в коричневое платье, а из-под капюшона выглядывали листья и травы, как волосы. Я согласилась на роль с привычной тогда легкостью. Но затем меня торжественно посадили перед детьми на трон, вокруг которого разместились чаши с фруктами и орехами, букеты подсолнечников и хризантем, некоторые уже увядшие, и я вдруг вжилась в этот огромный и священный архетип. Я чувствовала, что становлюсь огромной, гораздо больше, чем на самом деле, а дети по одному подходили ко мне и приносили мне что-то, о чем надо было позаботиться зимой: теплые от их рук семечки, мертвую пчелу и мотылька, яйцо паука, старые цветочные лепестки. Все эти дары я складывала в шелковые мешочки и искала в себе и далеко вокруг такой могущественный и любящий голос, каким я могла бы выразить то несравненное величие, какое я ощущала. Когда весь обряд закончился, я смогла произнести эти слова благословения. Потом я вышла из комнаты с необычным величием и долго еще ходила, стараясь вернуться к своему обычному состоянию, и переживала величие той мудрости, которую почувствовала, так неожиданно прикоснувшись к Великой Матери.

Многие другие образы поддерживают мистерии осени. Они изменчивы - иногда принимают вид стариков или детей, которые обладают силой и светом, идущим сквозь смерть. Там, где вспыхивают такие мистерии, они преобразуют в тьму в добро. Один из этих образов - архангел Михаил, его можно видеть на многих иконах или в скульптурах в местах поклонения. Михаил - дух осеннего времени, он настигает драконов жестокости и жадности, где бы они ни были. Повергая их, он вдохновляет людей на мудрые речи, наделяя их зельем из языка дракона. Кости и зубы дракона дают силу полям, чтобы весной был добрый урожай. Чешуя дракона идет на острые инструменты, чтобы создавать красивые вещи. Иногда Михаил приносит силу детям в трудные и опасные времена, чтобы они могли спастись сами и спасать весь свой мир; с помощью Михаила дети учатся, что таится в зерне и как они сами и их семьи и сообщества могут спасаться в самые убийственные зимние холода.
Осень - естественное время, чтобы спросить детей, кем они хотят стать, когда вырастут, и соткать сказку из их грез. Это еще и подходящее время, чтобы вспомнить святых и тех членов семьи, чьи дела сияют как свет во тьме. Такие истории готовят к зиме, так же как тыквы, которые словно улыбающиеся солнышки, лежат среди опустевших и пожухших огородов. Время года меняется, растения умирают, и дети глубинно чувствуют мистерию смерти, хотя, может быть, еще и не знают, как об этом сказать. Рассказанная история может помочь им почувствовать себя частью большого и упорядоченного космоса. Одна вдумчивая мама сделала несколько человечков, у каждого голова была из блестящего желудя. К этим головам она приделала тельца, а на головы наделяя веселые зеленые шляпки. Потом рассказала своим детям, что у каждого человечка в голове спрятан дуб, которые когда-нибудь оттуда появится.

Как-то раз меня пригласили родители мальчика, которому исполнялось шесть лет в конце октября. Они просили им помочь сочинить сказку для их сына. Они очень беспокоились и расстраивались, потому что мальчик обижал свою трехлетнюю сестренку, обзывал ее и кидался в нее разными вещами. На свой день рождения он хотел только одно - меч. Мы с родителями сели и крепко подумали о их ребенке, о его жгучей агрессивной энергии и о его нежной мягкости во всем остальном. Мы хотели сочинить такую сказку, где осторожно и тактично отдали бы должное его пылу и сильному духу, но одновременно помогли бы ему успокоиться. Дав волю нашей фантазии, мы в конце концов вместе придумали героя, который отражал сложности личности мальчика - принца, который жил в замке, был очень гордый и владел множеством лошадей. Принц вел совершенно дикую жизнь, пока однажды его не сбросил его любимый чалый конь и сбросил ужасно больно. Тогда таинственным образом появился волшебник верхом на огромном белом коне. В конце нашей сказки принц был признан достойным получить из рук волшебника волшебный меч и ему строго объяснили, как этим мечом можно и как нельзя пользоваться. Слушаясь волшебника, принц согласился каждый раз перед тем, как он вытащит меч, проговорить особые слова и для этого выучить их наизусть. Мама придумала простую мелодию, под которую читались слова, которые дал волшебник.
Я силен, меч мой добр.
Я иду за добром,
Буду прям, буду тверд,
Буду мир охранять.
В день рождения я рассказала на празднике всю сказку про принца и его меч и три раза пропела эту песнь. Затем родители торжественно преподнесли сыну меч, который их друг с любовью вырезал из дерева. На лезвии меча, на самом кончике был укреплен подсвечник с горящей свечой. В последующие дни, по вечерам родители снова зажигали свечу, мама (а иногда и папа) заново рассказывали всю сказку и пели песню вместе с сыном. Так она стала их заполнять целиком - тело и душу, стала струиться через них. И так много месяцев длилась целая серия эпизодов про принца и его огненно-рыжих лошадей, и каждый раз принц очень старался выполнить обещание, данное волшебнику, но часто забывал. Вся семья относилась к мечу с благоговением. Меч висел над кроватью сына, паря в воздухе, словно видение. Сказка надолго принесла желанную благотворную гармонию в их семью.

Щедрое изобилие осени вызывает благодарность. В одной группе родители собрались за обеденным столом и рассказывали истории на эту тему. Одна сказка начиналась так:
«В стране, которая звалась Месопотамия, жили однажды дети, и им всегда был нужен большой-пребольшой половник-черпак, прежде чем они начинали черпать ложками из большого котла с супом. …» Дальше рассказчики - семейная пара - попросили помощи у собравшихся: дело было в том, что их четырехлетний сын стал очень хныкать, когда на День Благодарения они принесли на стол традиционную индейку, и однажды признался им весь в слезах: «Я хотел с ней поиграть». Родители не знали, что делать. Участники группы всей душой отозвались на просьбу, они стали раздумывать над коренными жителями Земли, открытыми и чуткими к тем существам, которые их кормят и от которых люди зависят. Постепенно возникла сказка о индейском племени, которое любило своих индеек, защищало их, молилось и них. В индейской деревне жил маленький мальчик, старый индеец дал ему задание жить с индейками и изучать их повадки. Мальчик так и делал до праздничного дня, когда он станцевал для всего племени танец, в котором жил сильный и гордый дух этих птиц. На следующий год, на День Благодарения мальчик вместе с папой танцевал танец индеек, чем растрогали всю семью. А мама поставила на стол много разной другой еды, кроме традиционных блюд.
Часто дети хотят сказок, которые избавили бы их от страхов. В сказке может быть злой король или дракон: «Если ты не выполнишь мое желание, я тебя съем!» Страх быть съеденным может брезжить внутри ребенка, если его или ее, например, ласково звать колобком или пышечкой, как часто хочется взрослым. Лишь постепенно рот маленького человека выучивается защищаться словами: «Я не пышечка, я твоя дочка!» Начиная с самых простых историй, мы вводим ребенка в мир общих усилий жить в мире с нашим природным окружением. Сказка может рассказать, как песня наполняет жизнью и питает дерево, как рыба питает медведя, как молитва питает ангела. Для многих поколений такие сказки как Колобок или Красная Шапочка давали маленьким детям перспективу, как взглянуть на их желания и аппетиты.
Очень беспокойная мама, с помощью других родителей в «сказочной группе», смогла сочинить сказку для своего шестилетнего сына, который одновременно был и испуган, и горд и возбужден от того, что у него выпали два передних зуба.
Стоял когда-то уютный холм, весь сложенный из валунов и камней. Как-то ночью, в конце лета, разыгралась непогода. Налетел вихрь, и ветер бился и бился о холм. И самый большой валун оторвался и упал в реку. А за ним второй. Ветер свистел на пустом месте, где раньше были валуны. И пришел пастух со своими белыми овечками, ему очень нравилось, как свистит ветер. И он построил крепкий новый дом на том месте, где раньше были камни, а теперь ничего.
Сыну ее так нравилась сказка, что он просил рассказать ее еще раз и еще раз, и мама стала находить другие события в мире природы и рассказывать про них сыну ободряющие сказки по мере того, как менялись времена года. Сыну хотелось слушать про мальчика, совсем такого, как он сам, и мама сочинила вскоре историю про мальчика, который любил есть хлеб. Там в сказке была страшная великанша, вся одетая в черное. Она  пришла в деревню, где жил мальчик, задула огонь во всех очагах и побросала в речку всю их оловянную посуду, в которой они замешивали тесто для хлеба, словно старые сухие листья. Но старый фермер и его жена, которые жили поодаль от деревни, научили мальчика делать замес и опару. Он помогал старикам молотить зерно, провеивать, отделяя зерно от мякины, и вертеть ручную мельницу, размалывая каменными жерновами зерно в мелкую муку. Так он научился за всеми этими работами, что все в мире связано между собой. Он замешивал истину в тесто, пек хлеб в печи у старого фермера и приносил его деревенским жителям. И кто ел этот хлеб, становился сильным и уже мог прогнать страшную великаншу. Мальчик, боявшийся темноты, любил слушать эту сказку еще и еще и просил маму, не может ли она положить ночью ему под подушку свежеиспеченную булочку, дающую силу, чтобы она напоминала ему про сказку. Оба - и мама, и сын - жили в уверенности, что такие превращения несомненны и значительны. И это давало обоим уникальное ощущение счастья.
Можно собрать с детьми зерна и хранить их в укромном месте. Попросите вашего ребенка рассказать вам сказку про зерна. Где они любят спать? Кто их охраняет, пока они спят? Почему у ноготков такие семена, а у настурций - другие? Внимательно вслушиваясь в сказку ребенка, можно самому научиться лучше их сочинять и рассказывать.
Мистерия питания - нескончаемая тема для детей. Старый гном Томтен из книги Астрид Линдгрен являет интерес стихийной природы к еде, которую ему с любовью и уважением доставляют люди. В сказке «Золотой Ключ» Дж.Мак Доналда летающая рыба с большим желанием прыгает в кастрюлю, чтобы ребенок ее съел. Одна очень одухотворенная бабушка рассказывала своим внукам, что ангелы бывают голодны и как они ждут насыщения от разговоров семьи во время обеда или ужина. Дети спрашивали, что же делают ангелы, когда им удается таким образом насытиться. Из бабушкиных ответов родилась целая серия захватывающих рассказов о переплетении жизни людей и ангелов.
(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up