Портрет начинающей актрисы (студенческие работы)
Мастеская Петра Фоменко, РАТИ/ГИТИС
В биографии Сергея Женовача был один студенческий спектакль, восторги от которого, казалось, расходились кругами, - "Зимняя сказка" Шекспира. Это при том, что режиссёр сделал характерную для себя ставку на слово, выпустив актёров на совершенно пустую площадку учебной аудитории ГИТИСа. Может быть, не все согласятся с тем, что успех спектакля был довольно зыбким, но для меня он на девять десятых был успехом Инги Оболдиной.
Второстепенное лицо: придворная дама, отстаивающая интересы королевы Гермионы перед её ревнивым супругом, Паулина в исполнении Инги Оболдиной неожиданно оказалась протагонистом шекспировского сюжета. Из всех подававших реплики в защиту несчастной Гермионы она единственный оппонент, достойный королевского внимания. Актриса обнаружила в своей героине врождённую смелость, недюжинный темперамент и блестящие ораторские способности в сочетании со здравым смыслом. Воплощение истинной преданности королевской чете, она стоит на страже семейных интересов и ради этой великой цели смеет стыдить короля. Маленькая, небольшого роста брюнетка, с живыми, выразительными глазами, Паулина, забыв себя, разделяет драму королевы. Уважая субординацию, она то и дело зарекается вмешиваться и пытается вести себя с подобающей верноподданным почтительностью. Но то и дело снова выходит из себя и, не обращая внимания на урезонивающие реплики утопающего в страхе супруга, принимается бранить короля. С присущей фоменковцам иронией актриса подчёркивает импульсивность своей героини и пародирует её несдержанность. Динамичная, страстная, полная энергии, легко балансирующая между драмой и комедией, - такой я впервые увидела Ингу Оболдину, «звезду» фоменковского выпуска 1997 года. «Зимняя сказка» была началом известности и многообещающей актёрской биографии. Но уже в этом раннем, студенческом спектакле, в этой неглавной роли наметилась актерская тема Инги. Тема незаурядной личности, не желающей играть свою жизнь по правилам чужого сценария и рискующей их превысить.
Её Леона в спектакле однокурсницы Елены Невежиной по пьесе Кроммелинка «Идея господина Дома», это молодая небедная вдовушка, женщина роковой красоты, мастерица любовных игр. Любимица мужского пола, к плохо скрываемой радости общины овдовевшая и готовая выйти замуж вторично, - она поначалу предстаёт перед нами в комической ипостаси femme fatale. В то время как Леона манипулирует с любовниками, в общине разворачивается целая политическая кампания под знаменем «идеи господина Дома», которую каждый понимает по-своему. В финале Леона внезапно даёт отставку своим любовникам, предпочитая им всем... покойного мужа. Великая актриса на службе у любви, Леона заботится о том, чтобы любовь не ушла из мира, оскорблённая людской неразборчивостью.
В марте 1997 года состоялась премьера «Жанны д’Арк» с Ингой Оболдиной в главной роли. Режиссёром выступил однокурсник и муж Инги Гарольд Стрелков, осуществивший инсценировку «романа Марка Твена и киноповести Глеба Панфилова». Марк Твен рисует картину безмятежного детства Жанны. Киноповесть Глеба Панфилова «Начало» заостряет внимание на моменте взросления Жанны и осознания ею своего призвания. Мир, окружающий Жанну Инги Оболдиной, заторможен опытом неудач. Жанна призвана нарушить эту инерцию поражения. Её задача - поверить в себя так, чтобы, глядя на неё, поверили в себя другие, много других людей, чтобы в них воскресла вера в возможность победы. Проблема Жанны в интерпретации Оболдиной - в преодолении силы притяжения, в решимости пуститься в дорогу, о которой не имеешь представления. Инга, маленькая, простоволосая, трогательная, играет Жанну-ребёнка, девочку, нащупывающую свой путь. И первой преградой на её пути становится её семья.
В «Сахалинской жене» (по пьесе Елены Греминой) актриса играет роль старухи-гилячки Марины, хозяйку избы, в которой живут на поселении бывшие каторжники. Старуху никто не принимает всерьёз, а она, дивится на метания чужаков русских, пытающихся устроиться свою жизнь на новом месте. В этом спектакле Инга, кажется, делает всё для того, чтобы изувечить свою героиню - старую и «с душком», старается, чтобы внешне та вышла отталкивающе некрасивой. И тогда, вопреки, она сыграет то основное, благодаря чему эти молодые, красивые русские станут нам чужими, а экзотичная гилячка - «своей».
Героини Инги Оболдиной, всегда очень разные, но всегда яркие, живут и действуют вопреки, на сопротивлении сложившемуся, устоявшемуся миру. Таков темперамент актрисы, способный перевести второстепенный персонаж в разряд главных, драму в комедию и обратно. В таком противостоянии заинтересован театр, заинтересован зритель. Найдётся ли материал ей под стать?