«ХОЛОДНО И ГОРЯЧО, ИЛИ ИДЕЯ ГОСПОДИНА ДОМА»
режиссёр Елена Невежина
по пьесе Фернана Кроммелинка
Мастерская Петра Фоменко, РАТИ/ГИТИС
Премьера - 1997(?)
Кроммелинк не расставляет всех точек над i, предпочитая незавершённость драматического портрета - его однозначности. Чёткая линия контура и не в духе театра «фоменковцев», с лёгкостью освоившего такое обаятельное качество бельгийской драмы, как недосказанность. Фоменковский актёр всегда сыграет уязвимость своего героя. В самые «слёзные» моменты драматичная ситуация будет спародирована, причём репутация персонажа и драматическая тема не пострадают.
Поначалу сюжет завязывается самый банальный, подготавливая зрителя к лёгкой «комедии интриги» с участием неверной жены и её любовников. Главная героиня Леона (Инга Оболдина) - экстравагантная femme fatale непобедимой притягательности, она же «дорогая мадам» - молодая вдовушка, окружённая сонмом поклонников. Её недавняя соперница, любовница ныне покойного г-на Дома, Фели (вариация шекспировской Офелии?) - антипод Леоны. Нежное, хрупкое, бесплотное создание с акварельными чертами Натальи Благих, она на поверку оказывается цельной натурой - той самой «душечкой», для которой не так важно, с кем быть, лишь бы любить и растворяться в любимом. Она любит любовь «без лица, без имени», тогда как Леона ведёт игру. В финале главный фаворит Леоны Одилон (Андрей Щенников) достаётся Фели по жребию, назначенному Леоной. Но на его месте с тем же успехом мог оказаться и Бельмас (Илья Любимов), сопротивляющийся своему стремлению соединиться с Аликс, и Бургомистр (в котором Михаил Крылов акцентирует комическую озабоченность общественника и человека), и кто угодно. Артистическая натура Леоны ищет и не находит конгениального себе партнёра среди любовников. Она постоянно провоцирует своих мужчин поддержать затеваемую ею игру, но это как раз то единственное, на что они не способны. Но как только Леона осознаёт свою любовь к покойному супругу, она отказывается от всех прошлых и будущих любовников, чтобы остаться один на один с открывшимся в ней чувством. Финальное «обручение» героини с «идеей господина Дома» зрителю может показаться неадекватной заменой реальных отношений. Для Леоны же эта апокрифическая любовь означает обретение самой себя. В комедийном плане актриса пародирует двусмысленность выбора своей героини и её тяготения к покойному мужу, но блестяще выдерживает баланс между комическим и драматическим полюсами образа, не упрощая его до противопоказанной ему однозначности.
Полина Агуреева играет служанку Аликс - роль, казалось, непобедимой эпизодичности и служебности, раскрашивая эскизный рисунок множеством цветов и оттенков и убедительно опровергая сложившийся стереотип актрисы на амплуа «голубой» героини. Если Полина Агуреева после «Идеи господина Дома» вправе надеяться на расширение ассортимента предлагаемых ей ролей, то Андрей Щенников может оказаться в обратной ситуации: слишком уж он обаятелен в роли героя-любовника. Его Одилон возникает как персонаж из свиты, послушной главной героине. До встречи с Фели он всего лишь любимая игрушка Леоны; но, выбрав Фели, он становится вторым главным героем спектакля. Его решение не так существенно в пьесе, как в спектакле: согласно сценической версии, Одилон нашел в Фели свою половинку, как Тьерри (Павел Сборщиков) нашёл ее в Иде. Ольга Левитина в роли Иды очень забавна. Эта актриса вообще не бывает скучна, как не бывает едина со своими героинями. В роли Иды Левитина отчаянно бросается в стихию характерности, создавая экстравагантно-пародийный образ экзальтированной барышни.
Под «немецкую» музыку Шоссона, ассоциативно связующую идею господина Дома с образом Третьего Рейха, развивается тема профанации подлинной идеи, какой бы та ни была. Но хотя пьеса Кроммелинка никак не укладывается в рамки обыкновенной комедии интриги, она разыграна так динамично и вкусно и воспринимается с таким смаком, что не так уж важно, усваивается ли её философская подоплёка или пропадает в захватывающей зрелищности этого спектакля.