Просто песня

Nov 13, 2012 00:46

«ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ ДЕРЕВНЯ» (Этюды по одноименной повести Бориса Вахтина)
Режиссёр - Пётр Фоменко, Мастерская Петра Фоменко
Премьера - 20 июня 2000.

Странное ощущение - прийти в театр, где ты сто лет десять с лишним лет не был и застать и актёров, и сам театр ничуть не изменившимися.



Ловила себя на том, что этот театр, такой живой и полнокровный, воспринимается отчего-то уже как традиционный. Предсказуемо-безопасный (без провокаций и отсылок к утренней газете, уютный, милый), но гарантированно-трогательный: тут вам расскажут историю, «с чувством, с толком, с расстановкой» и музыкальными паузами, дадут отвести душу - и поплакать, и посмеяться. Отгороженный капитальной «четвёртой стеной» - лёгкий, игровой, актёрский театр. Мысленно купировала жанровые сценки из деревенской жизни, приправляющие повесть не столько местным колоритом, сколько духом студенческих актёрских этюдов (гам деревенских баб, мат-перемат тракториста, все эти козы, коровы и проч.), составляющие живописный фон для главных героев - Михеева (Евгений Цыганов) и его Полины (Полина Агуреева). Замечательный фон, но где его нет - всё сразу становится как-то серьёзнее…



Актёрские работы поделились на две категории: ожидаемо-хорошие и неожиданно хорошие. В числе первых: Полина Агуреева (начинаю к ней привыкать наконец), Мадлен Джабраилова, чья Корова не сильно отличается от её же помещицы Мурзавецкой в легендарных «Волках и овцах», Тагир Рахимов ( настоящий Полковник и товарищ Постаногов). Сюрприз преподнесли Илья Любимов (фриц Франц - вначале мирный немец в тирольской шляпе, затем вражина-фашист в каске, впоследствии же военнопленный и муж главной героини), Томас Моцкус в роли русского ивана (Куропаткин), так выросшие актёрски за эти десять лет, Карэн Бадалов (Огородное пугало, Дремучий дед и Колодец с журавлём - голоса самой деревни; он же зловещий Замполит), и незнакомые мне Сергей Якубенко в роли Соседа и Наталья Мартынова в роли Козы, которая в списках в программке не значится. У Евгения Цыганова и Натальи Курдюбовой - те же красочки, что и 15 лет назад в студенческих спектаклях, но здесь как-то всё оказалось уместным; в частности цыгановская штрихпунктирная, беглая, несколько неряшливая, немного развязная манера игры (например, в том, как он - скороговоркой - напевает «Не для меня…») тоже пришлась кстати. Настолько, что я и представить теперь не могу в этой роли другого, первоначального исполнителя - Сергея Тарамаева.



Первые минуты спектакля: а,тут про любовь, Цыганов по Агуреевой мужик по бабе сохнет - ну понятно, почему на этот спектакль лом и запись чуть не за три года. И вдруг ба-бах! 22 июня. И понеслась… Бывают спектакли, которые ударяют в тебя новизной и свежестью театрального языка. Актуальность этого спектакля в его теме: это лёгкий, немного грустный, а в общем, весёлый спектакль… о войне. Лирический - не спектакль, а «просто песня». Но одной лирикой нас, как видно, не проймёшь. Вот и Някрошюс пропитал иронией финальную любовную сцену Божественной комедии, и Никита Кобелев иронически поставил любовную историю швейцарского врача и русской революционерки ( Кампанила Св. Марка Шишкина). Если бы не юмор, глядишь, никто и слушать бы не стал про солдата Куропаткина, за оплошность штабных офицеров и полевых командиров ничтоже сумняшеся отправленного в штрафбат (а замполит предлагал расстрелять на месте) и там, конечно же, погибшего. Это та неизвестная война, о которой мы сегодня знать не хотим ничего, что не вписывалось бы в трафаретную героику, а завтра уже и узнавать будет не у кого… Любовь и война - соседство этих тем в истории главных героев и задаёт единственно верный масштаб: один солдат - из десятков миллионов погибших, - одна семья, одна деревня…



Как припомнилась сразу история собственной семьи. Дед был таким (или не таким - вывел тысячу человек из окружения) политруком, полковым комиссаром; а брат бабушки, его жены, попал в штрафбат по доносу офицера, которому влепил за бесчинство, и его на глазах у его друзей разорвало снарядом. Их было три Василия в одной землянке; один из них - шахматист, гроссмейстер Василий СмыслОв - написал потом письмо его красавице-жене, в котором и рассказал, как всё случилось и как они вместе с другим Василием отомстили тому офицеру… С маминой стороны воевала бабушка, которой не было и 20-ти лет, когда началась война и она ушла на фронт связисткой. Бабушка была весёлая, легкомысленная хохотушка и чуть не смеясь рассказывала нам с братом о том, как пуля прошила её пилотку в сантиметре над головой…

Фотографии взяты на сайте театра.


Одна абсолютно счастливая деревня, Мастерская Петра Фоменко, Пётр Фоменко

Previous post Next post
Up