«КАМПАНИЛА СВЯТОГО МАРКА» Михаила Шишкина
Постановка Никиты Кобелева (авторский проект при поддержке Центра им. Вс. Мейерхольда)
В ролях: Катерина Смирнова и Егор Сачков.
Дивный спектакль, просто чудесный. Душевный, тонкий, нежный, тёплый. Со своей темой, с собственным ритмом, со своим «лица необщим выраженьем».
Идеален для семейного просмотра!
С первого кадра солнечной Швейцарии на цветном заднике-постере, с первых тактов медленной и торжественной
музыки начинает твориться что-то такое, чего ты прежде в театре не видел и не ждал. Потому что,
как ни нова, к примеру, та же новая драма, но одним из слагаемых её обаяния уже давно является радость узнавания, и как ни молоды её агенты, а ты уже заранее представляешь, чего от них ожидать. А тут все ожидания радостно отступили перед зрелищем первозданной свежести и новизны. Патриархальная картина семейной идиллии: муж и жена с лучезарными лицами влюблённых купают двоих младенцев, двигаясь плавно, в такт повенчавшей их музыке, и всем своим видом излучая любовь и чувство глубокого удовлетворения. Через каких-то пять минут прекрасное видение рассеется, как сон, оказавшись несбыточной мечтой молодого швейцарца Фрица Брупбахера, втюрившегося на свою голову в русскую социалистку; а у его избранницы, воздушной красавицы с прелестной, точёной фигуркой и ангельскими крыльями чертами прорежется резкий голос и упрямый нрав.
Русская девушка комсомолка Лидия Кочеткова не для того пришла в этот мир, чтобы наслаждаться жизнью и оправдывать мужские ожидания. Пока её жених питает мелкобуржуазные мечты о продолжении рода, она готовится всецело отдаться классовой борьбе за светлое будущее всего человечества, а для начала - своего народа. Едва поженившись, молодожёны разъедутся по разным странам, и их брак, заключённый по любви и продлившийся 18 лет, окажется вполне эпистолярным.
Боже, какая красивая пара - просто загляденье: она похожа на молодую Лив Ульман, но без её вечной тревоги в глазах, а он - на молодого Александра Сирина, но без его меланхоличности! Оба нежные, трепетные, с такими ясными, сияющими лицами, с горящими глазами… Ничего не сбудется. Он будет домогаться её ласки, а она - убегать от него и от самой себя; такая «Река Потудань» наоборот. Маленькая девочка, навсегда испуганная своим неблагополучным детством: как кстати подвернулись ей социалистические идеи, как хорошо она придумала спрятаться за ними, какой красивой и надёжной казалась эта ширма!... «Как странно: любить человека издали - одно, а любить человека живого, рядом с тобой - совсем другое», - будет теряться в догадках незадачливый муж, пока жена будет врачевать в деревенской глуши, организовывать революционное движение (а попросту - теракты) и отбывать ссылку где-то в недрах Архангельской губернии, рассказывая обо всём об этом в письмах далёкому мужу. А при редких встречах приходить в суеверный ужас от малейшего намёка на близость и сбегать в кипучую революционную деятельность. Грязь, смрад, болезни, поношения, распятие, каторгу - всё перетерпит, всё перенесёт, лишь бы не «это».
Как здорово актёры разыграли текст шишкинской - так и хочется сказать - «пьесы»! Как деликатно обошлись с героями этой документальной истории, не поранив иронией её трогательной серьёзности, не перебив её доверительных голосов насмешкой здравого смысла! Браво режиссёру, на протяжении всего спектакля удерживающему равновесие между сочувственным юмором и тонким, без нажима, но беспощадным развенчанием социальных утопий. При виде героев этой печальной повести как-то само собой приходит если не понимание, то хотя бы смутное чувство ущербности всякого рода революционных порывов, происходящих обыкновенно от неумения любить. Что сегодня может быть насущнее и актуальнее этого?
P.S.: Что же это всё-таки была за музыка? Там вся музыка хороша: точная и небанальная, но главная музыкальная тема - что это? Крутится и крутится теперь...