«ЭОННАГАТА»
Концепция, постановка и исполнение - Сильви Гиллем, Робер Лепаж, Рассел Малифант
«Сэдлерс Уэллс Лондон» совместно с «Ex Machina» и Сильви Гиллем
Великобритания, Канада
Стиль - это то, в чём французы преуспели больше других. Кто любит фильмы из истории галантного века, оценит этот стильный, изящный спектакль, представляющий собой серию «живых картин» преимущественно в духе рококо, зрелищных и аскетичных одновременно. Но в отличие от Жанти, с первой секунды завладевшего моим вниманием, путь Лепажа к моему сердцу был извилистым. А первой кинематографической ассоциацией стал попсовый американский сериал «Горец», загипнотизировавший российских школьников 1990-х.
Из недр двухметровой куклы японского театра Кабуки, где женские роли исполняют мужчины, возникает фигура кукольника-актёра, скрывавшегося под золочёным платьем женского персонажа. Своего рода эмблема спектакля, повествующего о человеке, прожившего две жизни - мужскую и женскую.
Начало действия было похоже на шоу. Таинственная фигура в плаще с капюшоном декоративно фехтует мечом в луче света, разрезающего тьму сверху вниз, а на острие его меча пляшут молнии. Затем подле воина возникает принцесса. Эффектные постановочные драки на мечах и палках в духе голливудской фантастики сменяются танцами ни о чём с несложной, хотя и грациозной хореографией. В голову уже полезли посторонние мысли, и я подумала было, что песенка Лепажа спета, как началась сцена «в школе». Одна из многих бессловесных сцен этой хореографической эпопеи, в которой каждое движение зарифмовано со звуками старинной (барочной?) музыки, и поддержано игрой предметов, света и тени. Игра однокашников вокруг трёх парт с гладким, зеркальным покрытием обращается в полёт, в танец, в балет и завершается мгновенным превращением столов в койки. Постепенно я подпала под обаяние плавного ритма чётких и лаконичных линий. Меня околдовали превращения людей и предметов, их внезапное появление и такое же внезапное исчезновение. И я сама не заметила, как, настроившись на нужную волну, начала воспринимать повесть о принцессе и воине, деливших одно сердце. В какой-то момент стало совершенно неважно, происходит какое-то действие или нет, потому что на сцене воцарилась другая эпоха, и одно её ровное, нерушимое дыхание само по себе покрывало все ожидания.
«Эоннагата» названа так, по-видимому, по имени главного героя, шевалье д’Эона, полное имя которого состояло из трёх женских имён и трёх мужских, что роковым образом определило его природу гермафродита. «Эоннагата» - лирическая эпопея одного из легендарных авантюристов 18 века, одерживавшего блистательные победы на военном и дипломатическом поприще и умершего в нищете и безвестности. Но вехи феерической карьеры, её вершины и провалы - только одна из сюжетных линий спектакля, его внешняя канва. Параллельно развивается драма внутренней раздвоенности человека, всю жизнь ощущавшего себя существом обоих полов. Из трёх актёров двое, как правило, изображают мужчину и женщину, живущих в теле шевалье д’Эона, а третий - по обстоятельствам: то агент внешнего мира (например, Бомарше), то сам д’Эон, прислушивающийся к голосам своего раздвоенного «я» в поисках их примирения и единства. Остросюжетная биография встраивается в лирическую картину, жизнь частного лица вырастает в историю целого столетия. Историю стильную и завораживающую, ни на что не похожую, полную чудесных превращений и едва слышных перекличек д’Эона с «людьми лунного света».
Адекватных фотографий не нашла. Зато нашла
страничку с клипом и множеством ссылок на материалы о спектакле.