Блеск и нищета литературного театра

May 19, 2011 03:05

«БРАТ ИВАН ФЁДОРОВИЧ»
режиссёр Сергей Женовач, по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (часть IV, книга 11).

Литературный театр во всей его скромности. Выразительная и осмысленная читка по ролям. Радиотеатр с картинками. Достоевский понравился.


Read more... )

Брат Иван Фёдорович, Братья Карамазовы, СТИ, Женовач, Чеховский фестиваль

Leave a comment

ни холоден, ни горяч lev_semerkin May 19 2011, 09:07:50 UTC
"ничего потрясающего" - это приговор
(вполне справедливый, ИМХО)

"славный Смердяков" - в точку!
(и еще один приговор, теперь уже не спектаклю, а образу, и тоже справедливый, ИМХО)

>> Пластика в этом театре ничто.

разве?
а в абзаце про "гостя" очень много про пластику написали (появление обставлено, кукольность, Пол-лица в свете, половина во тьме)

кстати, не согласен, что это черт
черта не будут судить, в финале судят Ивана, раздвоенного

Reply

Re: ни холоден, ни горяч skaska_skazok May 19 2011, 16:05:35 UTC
Про Смердякова было сказано в комплимент. А Вам не понравилось?
Сцена с Гостем - ИСКЛЮЧЕНИЕ из всего спектакля и с точки зрения пластики, и с точки зрения режиссуры, и с точки зрения сценографии. Чуть ли не единственная игровая сцена (ещё понравились мать и дочь Хохлаковы, но там только актёрская игра, а тут всё).
Не поняла, с чем не согласны. Гость - это, да, чёрт, а судить будут, да, Ивана. Ну, и что? В чём противоречие?

Reply

Re: Про Смердякова lev_semerkin May 19 2011, 17:34:43 UTC
а зачем он Ивану деньги отдал?
с чего это такой Смердяков вдруг повесился, я и не спрашиваю ;)

Лиза Хохлакова - пустое место
абсолютно здоровая девица совершенно гладким голосом говорит жуткий текст, не вникая в смысл

сцена с гостем - лучшая, так бы и весь спектакль поставить

судить будут обоих и Ивана и гостя, они в финале симметрично на лавках лежат

Reply

Re: Про Смердякова skaska_skazok May 19 2011, 20:14:32 UTC
С претензиями к Смердякову согласна; какие-то стороны смердяковской души остались неоправданными. Но сама заострилась на положительных моментах этой актёрской работы, потому что есть в ней какая-то свежесть и естественность сегодняшнего дня. Этот Смердяков понятен. К сожалению, не до конца:)

Про Лизу Хохлакову не помню, как в романе. А здесь это больное существо. Причём такой болезнью, в христианстве это называется одержимостью, когда количество зла переходит в качество, и грязь души - в тело. (Ещё и поэтому "Отморозки" Серебренникова не так уж безобидны - ну, это так, "Карфаген должен быть разрушен":).

Про Гостя. Да это же всё Иван, бес - только тёмная сторона его души, его собственная болезнь. Он и питается той чернотой, которая есть в Иване. И когда утИшают Ивана (укладывают на лавку), то и бес, понятно, успокаивается.

Reply

Re: Про Смердякова lev_semerkin May 19 2011, 20:39:27 UTC
"какие-то стороны" - это самые главные стороны
Аброскин играет броско, эффектно, но совершенно мимо
быть может сегодняшний Смердяков и не повесится (хотя я не уверен)
но денег, из-за которых убивал, он не отдаст

"больное существо Лизы" я не увидел :(

гость Ивана первым укладывается на лавку и потом, когда все уходят, они неразличимы, где Иван лежит, где гость
мне такое решение показалось нетривиальным
хотя Качанов сыграл существо совершенно нечеловеческое
тут есть о чем подумать
а об обыкновеном черте, что думать
гнать его надо и всё
:)

Reply

Re: Про Смердякова skaska_skazok May 19 2011, 20:45:15 UTC
Вот он, современный человек. В Бога не верит, а в чертей - сколько угодно:) А никакого "обыкновенного чёрта" - вне человека - нет. И в Иване Карамазове он есть, потому что ему есть место его мыслях, в его душе. Это зло, которое внутри нас. Зло имеет паразитическую природу; своей сущности у него нет.

Reply

Re: Вот он, современный человек :) lev_semerkin May 20 2011, 10:21:08 UTC
Женовач, кстати, тоже такой "современный" - черта вывел на сцену, а в кресле судьи - никого.
:))))))))

Reply

Re: Вот он, современный человек :) skaska_skazok May 20 2011, 11:39:33 UTC
Лев, вот Марину Давыдову Вы, по-моему, поняли правильно, а меня всё-таки "упростили":))
У Достоевского в каждом слове суд. У него герои совестливые и виноватого ищут в себе, а не по сторонам (в отличие от... "Карфаген должен быть разрушен":)

Reply

Re: Про Смердякова skaska_skazok May 19 2011, 20:53:01 UTC
"Броско, эффектно..." Мне, наоборот, показалось - деликатно. Из-за этого, может, и весь драматизм этой роли ушёл на второй план, как бы на глубину. Но и в этом - современный человек; потому что, мне кажется, одна из психологических преград, которую может испытывать при чтении Достоевского современный человек, это оголённые нервы его персонажей, их вывернутая наизнанку, до самых закоулков душа. И казалось, это неустранимо, неотъемлемо от Достоевского. А здесь вот читается иначе: как сдержанность, деликатность, скупость на эмоции и т.п. А в существе тот же Смердяков.

Мне, вообще, понравилась сдержанность этого спектакля. У Женовача бывают какие-то раздрызганные в эмоциональном отношении спектакли (вроде студенческого "Горячего сердца", ну и вообще, Островский располагает), а бывают вот такие читки. Мне во всех случаях (а тем более в данном - может, из-за любви к Достоевскому) второе милее первого: по крайней мере, смысл не теряется.

Reply

Re: смысл не теряется lev_semerkin May 19 2011, 21:28:18 UTC
а мне на этой читке Достоевский впервые показался простым и неинтересным, как будто текст сильно сократили-адаптировали (для школьников)

спасала сценография, она возвращала сокращенный смысл

но, к сожалению, одним светом спектакль не сделаешь

"спокойный Достоевский" был у Женовача в Идиоте - никаких скандалов, даже швыряние денег в камин мирно прошло
:)
но там актеры крупнее были и спектакль огромен

Reply

Re: смысл не теряется skaska_skazok May 20 2011, 11:43:07 UTC
"Идиота" видела. По-моему, это был полный провал (и зал был заполнен на треть). Там был только один Мышкин - Тарамаев, а все остальные не на месте (Настасья Филипповна - Ирина Розанова и т.д.). Ещё Екатерина Дурова там хорошо работала... Вот там-то как раз мне и Фёдора Михайлыча не хватило:)

Reply

Re: "Идиот" lev_semerkin May 20 2011, 20:26:44 UTC
какие разные, однако, впечатления :)

по мне как раз Дурова была наименее интересна
(Дуров - другое дело)
Фёдора Михайлыча не хватало, но было ОЧЕНЬ много хорошего
я ходил на премьеры, зал был заполнен соответствующей публикой (помню Фоменко, Гончарова)

Розанова была несколько не в тему (но все же ближе к ФМ, чем Шашлова)
но зато там была лучшая на моей памяти Аглая-Немоляева

Reply

Re: "Идиот" skaska_skazok May 20 2011, 21:12:55 UTC
Да, Аглая неплохая, согласна.

Reply


Leave a comment

Up