"ТРОИЛ И КРЕССИДА" У. Шекспира
режиссёр Римас Туминас, театр Вахтангова
Премьера - 6 ноября 2008.
Трагедия, прочитанная с позиции здравого смысла. Потому что иначе мы читать не в силах.
Так, похоже, прочитал её уже Шекспир; однако шекспироведы задним числом записали пьесу в трагедии. И теперь Римас Туминас вернул пьесе её фарсовый юмор. Пьеса начинается с диалога воина, утратившего воинский пыл из-за любви, и дяди его возлюбленной - Троила (Леонид Бичевин) и Пандара (Владимир Симонов). Первый говорит в стихах, как и подобает влюблённому, второй - прозаичен, как здравый смысл. Так и движется эта драма - балансируя между трагедией и комедией, возвышенным и низким, страшным и смешным.
Троил развесил нюни по своей Крессиде (Евгения Крегжде) - запыхавшейся девчонке. В любовной сцене они, как герои фарса, борются с одолевающим их возбуждением и… достойно ему проигрывают:) Силач Аякс (Евгений Косырев) здесь обиженный на весь мир толстый мальчишка. Ахилл (Виктор Добронравов) перед всеми является карликом в сопровождении своей двухметровой возлюбленной - Патрокла (Сергей Епишев). Женоподобный Парис (Олег Лопухов) жить не может без поцелуев и без своей Елены. Елена (Мария Аронова) - рыжеволосая прима этакая Алла Пугачёва, утомлённая своей звёздной ролью в затянувшейся войне. В конце первого акта она с дежурным выражением лица исполняет поднадоевший ей обряд эпифании, сбрасывая плащ и занимая почётное место античного идеала красоты в огромной раме. Воинские доспехи, щиты и копья не спасают героев от насмешки. О греческих вождях, одетых в банные халаты поверх тог, и мужчинах, носящих женские туники, и говорить нечего. На их фоне безобразный Терсит (Юрий Красков) с его плешивой головой и округлым задом вызывает только улыбку: мишень насмешек не он, он - насмешник. Бледнее прочих выглядят мужчины и женщины, сумевшие сохранить чувство собственного достоинства неуязвимым для иронии, - Эней и Кассандра, Гектор и Андромаха. А надо всем происходящим нависает тяжёлый рок в форме гигантского… фаллоса.
Внятным нам исключением из комичности всего происходящего оказывается драма поруганной любви Троила и Крессиды. Она и поставлена всерьёз, и - поразительное дело - всерьёз воспринимается. Молодую женщину отнимают от сердца её возлюбленного, продают в плен и пускают по рукам, а возлюбленный тем временем, хватаясь за сердце, снаряжает её в путь и требует от неё верности. Сцена с поцелуями греческих вождей во втором акте открывает нам трагическое измерение этой истории. Видимо, таково условие сегодняшнего времени: чтобы вызвать сочувствие к герою - нужно сначала сбросить его с пьедестала, лишить царственного ореола, раздеть догола, унизить, умалить, высмеять, стереть в порошок. Только тогда мы способны увидеть в нём живое существо. Тогда он для нас человек - такой же, как и мы.
Обманчиво простой спектакль, при ближайшем рассмотрении он обнаруживает множество пластов. В первую голову это, конечно, фарс о любви и войне с характерным для этого жанра уничижением обеих. Это и драма отдельного человека, всегда теряющаяся на эпическом полотне батальных картин истории. Но в одном из своих измерений это также спектакль о пропасти, разделяющей древних греков и Шекспира, древних греков и нас, нас и Шекспира, и т.д. и т.п. О том, что всё течёт, всё изменяется, и в одну реку нельзя вступить дважды. О том, что количество пройденного времени переходит в качество, и нам не дано понять ни древних греков, ни троянцев.
Фото Валерия Мясникова.