Привидения вернулись

Jan 05, 2020 02:59


Иммерсивное шоу «ВЕРНУВШИЕСЯ» по мотивам «Привидений» Генрика Ибсена, особняк «Дашков 5»

Постановка: американские режиссеры команды «Journey Lab» Виктор Карина и  Мия Занетти и продюсеры Мигель и Вячеслав Дусмухаметов.

Пару лет  не была в театре вовсе, и вот после перерыва сразу угодила на  «иммерсивное шоу». Впервые - «это мой дебют на базаре». Билеты, между  прочим, стоят от 3 до 20 тысяч: мест в иммерсивном театре, как известно,  нет - вся разница во времени, с которого вы начинаете смотреть шоу. Чем  раньше, тем дороже. Время - деньги, так сказать. Сама бы я не рискнула,  ни уже зная, что там будет, ни вслепую. Но подарили билеты - спасибо.
( Свернуть )

Самое захватывающее, что там есть, это пространство. Точнее,  пространство-время - хронотоп европейского дома конца 19 века, особняк  условной семьи Алвингов (очевидно, заслуга художника-постановщика -  Руслан Мартынов). Весь этот до мельчайших подробностей простроенный быт,  с утварью, мебелью, гардеробом, библиотекой, репродукциями известных  художников того времени и стилизованными фотографиями в технике сепиа.  Огромный, по меркам сценического пространства, особняк: «двадцать шесть  громадных комнат, разбредутся все, и никого никогда не найдешь» -  вспоминались мне слова из чеховского «Дяди Вани», пока я блуждала вверх и  вниз, вдоль и поперёк трёхэтажного дома, обжитого в стиле рубежа веков.  Вступив на территорию Алвингов почти одновременно с S. (запускали  группами, предварительно разбив парочки), впервые я встретила его там  только через полчаса такого броуновского движения. А за следующие  полчаса столкнулась с ним еще только пару раз. (S., к слову сказать,  жаждал интерактива и покинул дом Алвингов в полном восторге одним из  последних.)

Первое впечатление - музей каким он должен быть:  машина времени, погружающая тебя в другую эпоху с головой. Только вместо  привычного музея с канцелярским освещением и экспонатами в  стеклянных витринах - пространство, в котором можно жить: ходить,  садиться, всё трогать, выдвигать ящики, читать написанные на твоих  глазах и оставленные на столе письма, даже закусить при желании (в одной  комнате оказался накрыт стол на троих, хотя и не для зрителей) и -  наблюдать жизнь патологичного и порочного семейства Алвингов.

Но  вот с жизнью проблема. Чувствуется, что актерам непривычно и неуютно  играть перед таким мобильным зрителем: разглядывающим в упор, на  расстоянии вытянутой руки (а то и ещё ближе), с разных точек, следующим  за тобой по пятам или наоборот - не смотрящим вовсе, скользящим  равнодушным взглядом, проходящим мимо, уходящим в середине сцены, на  полуслове. Не к такому театру готовили его актеров театральные институты, и  навыка существования в одном пространстве с блуждающим зрителем пока нет  как нет.

Органичнее всего была дама (по возрасту девушка,  молодая женщина, но назвать это инфернальное чудо девушкой язык не  поворачивается), которая встречала и инструктировала гостей, - такая  хостес-медиатор. Высокая полубрюнетка-полублондинка (контрастной масти) с  макияжем на грани женщины-вамп, в облегающем сильно декольтированном  черном платье в пол, с голосом, вибрирующим на разных частотах. Это она  встречала зрителя «с морозу», только что шагнувшего через порог из  профанного пространства бара. Глядя на нас в упор, глаза в глаза,  провоцируя вопросами и реагируя на ответные реплики самого прозаического  толка, при этом ни на секунду не выходя из образа, она грамотно  подводила нас к переходу в пространство другого качества. Нагнетала  страсти-мордасти и подхахатывала одновременно - не знаю, от чего сильнее  бежали мурашки по спине. И на этой тонкой грани она уверенно  балансировала минут десять.

Вообще, актеров там тьма (несколько  десятков), а сцен, как говорят, какое-то трехзначное число. Говорят,  были и оргии, и обнаженка, и сцены насилия, и сцены раздевания. Что-то я  застала, но большинство пропустила. Потому что. Меня актеры не  захватывали, ряды зрительских спин и голов мешали (на «дешевое» время  зрителей набилось, честно говоря, многовато; идеально смотреть это шоу в  одиночестве, видимо, за 20 тысяч). Было ощущение одной на всех  интонации и одного на всех действия. Иногда происходящее вовсе не было  действием (в сценическом смысле), а только его обещанием: хождение  взад-вперед, взгляды, декоративные жесты, бесконтактная пластика.

Зрители тоже старой формации - по привычке жались к актерам,  скапливаясь там, где звучали диалоги, то есть творился знакомый театр.  Мне же все время хотелось остаться один на один с этим говорящим,  колдующим пространством. Кажется, впервые я была окружена таким  несметным количеством аутентичных (или очень-очень искусно состаренных)  вещей другой эпохи, обступавших меня со всех сторон. В комнаты с  высокими потолками напустили дымовой завесы, освещение приглушили, и  каждую деталь - от выражения актёрских лиц до рисунка на обоях - нужно  было разглядывать, стараться, наводить фокус. В таком тумане и при таких  условиях игры нужно еще отличить актеров от смешавшихся с ними  зрителей. Видимо, с этой целью зрителям на входе раздавали одинаковые  маски цвета алебастра: актеры без масок, зрители в масках - и жутко, и  практично:)

Сверхзадача такого спектакля - сделать тебя  свидетелем и уязвимым, не защищенным спинкой бархатного кресла  причастником жизни персонажей, погрузив в единое с ними  пространство-время. В данном случае - с упадническими, безумными  персонажами Ибсена. (Прикиньте, если бы вы каким-то образом  действительно оказались в кругу тех самых Алвингов - вот ужас-тоJ) Но до  этого пока далеко. И если театр - по изящному определению Людмилы  Баженовой - это игра человека со временем и пространством, то в  иммерсивном театре человек пока не дотягивает. А нужен, по-видимому, всё  тот же «станиславский», только прокачанный в гораздо более  дискомфортных, прямо-таки экстремальных условиях. Вольно было мхатовцам  играть за «четвертой стеной», с гарантированной дистанцией и  определенной, фиксированной точкой зрения, в абсолютной тишине  после-3-го-звонка-не-входить, к тому же, линейный сюжет. Попробовали бы  они сегодня так перевоплотиться! Так или иначе, пока что безупречно  отыгрывает свою роль только сценическое пространство - идеальное  перевоплощение!

Вернувшиеся, Мия Занетти, journey lab, Виктор Карина, иммерсивный театр, Ибсен

Previous post Next post
Up