Иммерсивное шоу «
ВЕРНУВШИЕСЯ» по мотивам «Привидений» Генрика Ибсена, особняк «Дашков 5»
Постановка: американские режиссеры команды «Journey Lab» Виктор Карина и Мия Занетти и продюсеры Мигель и Вячеслав Дусмухаметов.
Пару лет не была в театре вовсе, и вот после перерыва сразу угодила на «иммерсивное шоу». Впервые - «это мой дебют на базаре». Билеты, между прочим, стоят от 3 до 20 тысяч: мест в иммерсивном театре, как известно, нет - вся разница во времени, с которого вы начинаете смотреть шоу. Чем раньше, тем дороже. Время - деньги, так сказать. Сама бы я не рискнула, ни уже зная, что там будет, ни вслепую. Но подарили билеты - спасибо.
( Свернуть )
Самое захватывающее, что там есть, это пространство. Точнее, пространство-время - хронотоп европейского дома конца 19 века, особняк условной семьи Алвингов (очевидно, заслуга художника-постановщика - Руслан Мартынов). Весь этот до мельчайших подробностей простроенный быт, с утварью, мебелью, гардеробом, библиотекой, репродукциями известных художников того времени и стилизованными фотографиями в технике сепиа. Огромный, по меркам сценического пространства, особняк: «двадцать шесть громадных комнат, разбредутся все, и никого никогда не найдешь» - вспоминались мне слова из чеховского «Дяди Вани», пока я блуждала вверх и вниз, вдоль и поперёк трёхэтажного дома, обжитого в стиле рубежа веков. Вступив на территорию Алвингов почти одновременно с S. (запускали группами, предварительно разбив парочки), впервые я встретила его там только через полчаса такого броуновского движения. А за следующие полчаса столкнулась с ним еще только пару раз. (S., к слову сказать, жаждал интерактива и покинул дом Алвингов в полном восторге одним из последних.)
Первое впечатление - музей каким он должен быть: машина времени, погружающая тебя в другую эпоху с головой. Только вместо привычного музея с канцелярским освещением и экспонатами в стеклянных витринах - пространство, в котором можно жить: ходить, садиться, всё трогать, выдвигать ящики, читать написанные на твоих глазах и оставленные на столе письма, даже закусить при желании (в одной комнате оказался накрыт стол на троих, хотя и не для зрителей) и - наблюдать жизнь патологичного и порочного семейства Алвингов.
Но вот с жизнью проблема. Чувствуется, что актерам непривычно и неуютно играть перед таким мобильным зрителем: разглядывающим в упор, на расстоянии вытянутой руки (а то и ещё ближе), с разных точек, следующим за тобой по пятам или наоборот - не смотрящим вовсе, скользящим равнодушным взглядом, проходящим мимо, уходящим в середине сцены, на полуслове. Не к такому театру готовили его актеров театральные институты, и навыка существования в одном пространстве с блуждающим зрителем пока нет как нет.
Органичнее всего была дама (по возрасту девушка, молодая женщина, но назвать это инфернальное чудо девушкой язык не поворачивается), которая встречала и инструктировала гостей, - такая хостес-медиатор. Высокая полубрюнетка-полублондинка (контрастной масти) с макияжем на грани женщины-вамп, в облегающем сильно декольтированном черном платье в пол, с голосом, вибрирующим на разных частотах. Это она встречала зрителя «с морозу», только что шагнувшего через порог из профанного пространства бара. Глядя на нас в упор, глаза в глаза, провоцируя вопросами и реагируя на ответные реплики самого прозаического толка, при этом ни на секунду не выходя из образа, она грамотно подводила нас к переходу в пространство другого качества. Нагнетала страсти-мордасти и подхахатывала одновременно - не знаю, от чего сильнее бежали мурашки по спине. И на этой тонкой грани она уверенно балансировала минут десять.
Вообще, актеров там тьма (несколько десятков), а сцен, как говорят, какое-то трехзначное число. Говорят, были и оргии, и обнаженка, и сцены насилия, и сцены раздевания. Что-то я застала, но большинство пропустила. Потому что. Меня актеры не захватывали, ряды зрительских спин и голов мешали (на «дешевое» время зрителей набилось, честно говоря, многовато; идеально смотреть это шоу в одиночестве, видимо, за 20 тысяч). Было ощущение одной на всех интонации и одного на всех действия. Иногда происходящее вовсе не было действием (в сценическом смысле), а только его обещанием: хождение взад-вперед, взгляды, декоративные жесты, бесконтактная пластика.
Зрители тоже старой формации - по привычке жались к актерам, скапливаясь там, где звучали диалоги, то есть творился знакомый театр. Мне же все время хотелось остаться один на один с этим говорящим, колдующим пространством. Кажется, впервые я была окружена таким несметным количеством аутентичных (или очень-очень искусно состаренных) вещей другой эпохи, обступавших меня со всех сторон. В комнаты с высокими потолками напустили дымовой завесы, освещение приглушили, и каждую деталь - от выражения актёрских лиц до рисунка на обоях - нужно было разглядывать, стараться, наводить фокус. В таком тумане и при таких условиях игры нужно еще отличить актеров от смешавшихся с ними зрителей. Видимо, с этой целью зрителям на входе раздавали одинаковые маски цвета алебастра: актеры без масок, зрители в масках - и жутко, и практично:)
Сверхзадача такого спектакля - сделать тебя свидетелем и уязвимым, не защищенным спинкой бархатного кресла причастником жизни персонажей, погрузив в единое с ними пространство-время. В данном случае - с упадническими, безумными персонажами Ибсена. (Прикиньте, если бы вы каким-то образом действительно оказались в кругу тех самых Алвингов - вот ужас-тоJ) Но до этого пока далеко. И если театр - по изящному определению Людмилы Баженовой - это игра человека со временем и пространством, то в иммерсивном театре человек пока не дотягивает. А нужен, по-видимому, всё тот же «станиславский», только прокачанный в гораздо более дискомфортных, прямо-таки экстремальных условиях. Вольно было мхатовцам играть за «четвертой стеной», с гарантированной дистанцией и определенной, фиксированной точкой зрения, в абсолютной тишине после-3-го-звонка-не-входить, к тому же, линейный сюжет. Попробовали бы они сегодня так перевоплотиться! Так или иначе, пока что безупречно отыгрывает свою роль только сценическое пространство - идеальное перевоплощение!