Экспертировала переводы детских сказок (такой у меня теперь контент), и на глаза попались фрагменты «Военных дневников» молодой и неизвестной Астрид Линдгрен. События 1939, 1940, 1943 годов. Взгляд рядового европейца, в том числе на советскую Россию; страхи и надежды обычного человека, живущего своими частными проблемами, путающего даты и сроки и отказывающегося верить в правду, когда она неправдоподобна.
Вроде ничего нового: пакт с Гитлером, раздел Польши, Зимняя война с финнами, репрессии и депортация прибалтов… Но, может, оттого что это пишет «мама» Карлсона, от которой по детской привычке ждёшь чего-то доброго и сказочного, эти слова неприязни и отвращения к русским (наряду со словами об исключительном героизме блокадников и т.п. - всё по-честному, непредвзято) звучат так хлёстко. Как будто ещё один человек, которого ты числил в союзниках, отвалился: и ты, Астрид… В такие моменты осознаёшь, что твоя идентичность с отторгаемым советским сильнее, чем с общегуманитарным. Сильнее, чем ты думал.
И не потому что "за державу обидно", а потому (видимо, нужно пояснить), что в то время, как ты числил себя в союзе со всем прогрессивным человечеством, человечество в лице Астрид Линдгрен предъявляло тебе счёт, ожидая, что ты как-нибудь ответишь за свою страну. И хоть ты и не жил тогда и даже мысленно не был с теми, кто убивал, делил, репрессировал и депортировал, но для всего мира мы "русские" и "советские", и в твоё время спрос с тебя. И покуда эти счета не оплачены, прогрессивное человечество с доброй сказочницей будут оставаться по одну сторону пропасти, а ты - по другую.
1939
3 октября
Война продолжается, как обычно. Польша капитулировала. Там полный хаос. Германия и Россия поделили страну между собой. Невозможно поверить, что такое происходит в XX веке.
Россия - страна, которая извлекает самые большие выгоды из этой войны. Когда немцы раздавили Польшу, тогда только русские маршируют и получают свою часть добычи, и часть совсем не малую. Предполагается, что немцы этому не очень рады, но они должны делать хорошую мину при плохой игре. Россия предъявляет балтийским государствам одно требование за другим - и получает всё, что хочет.
30 ноября
Eli, Eli, lama sabaktani!/Боже, Боже! Почему ты оставил меня?/ Даже жить больше не хочется! Сегодня русские бомбили Гельсингфорс и другие финские города. Одновременно они вторгаются на Карельский перешеек, но там, похоже, удар отбили. Мы долго колебались между надеждой и худшими опасениями, но когда финская делегация уехала из Москвы, ни о чем не договорившись, неожиданно все стало спокойно и тихо. Многие из эвакуированных из Гельсингфорса вернулись. И вдруг русские неожиданно заявляют, что финны открыли стрельбу на границе, финны отрицают. Но русские хотят драться - и теперь они начали, несмотря на то, что против них всё мировое общественное мнение.
7 декабря
Слушайте, время и мир! Финляндия сопротивляется России беспримерно. Но русские, ожесточившись, начали вчера применять газы. Ожесточенные бои ведутся на Карельском перешейке и вокруг Петсамо (сейчас - Печенга, прим. ред.). Воздушных бомбардировок было из-за погоды немного. У русских очень плохое снаряжение, и в снежной пурге им приходится тяжко. Они несут большие потери, а весь мир восхищается финской обороной. Но гражданскому населению, бегущему на севере через шведскую границу, приходится туго.
1943
29 января
...Да - наконец-то, после полутора лет [!?], разорвали кольцо вокруг Ленинграда. Надо быть русскими, чтобы перенести такие страдания, какие вынесло население Ленинграда. Собак, кошек, крыс съели давным-давно, и, как утверждает фру Медин, согласно источникам из Финляндии, там в последнее время продавали человечину - но это никак ведь не может быть правдой...
Из Балтии время от времени поступают кошмарные описания того, что делали русские за тот год, когда они были там господами. 80 тысяч человек вывезли в Сибирь, или Бог знает куда. Сегодня читала письмо из Риги, провезенное сюда. Автор письма пишет, что ему, вероятно, не поверят, но он клянется, что это правда. Даже женщин и детей загоняли в вагоны для скота и увозили; детей разлучали с родителями, жен с мужьями и так далее. На днях приходил Русен и сказал, что его тошнило после того, что он увидел на фотоснимках из Балтии, и Богстам [коллега Линдгрен по работе в отделе цензуры писем шведских спецслужб] заверила, что она узнала некоторых из жертв - это были, стало быть, реальные сцены резни, которые устроили русские, перед своим отходом. Да, дай Бог, чтобы русские никогда сюда не пришли...
Взято отсюда:
https://inosmi.ru/world/20150604/228393695.html