«САХАР»
Автор и режиссёр - Иван Вырыпаев, театр «Практика»
Премьера - 1 октября 2013
И только сегодня под вечер я вспомнила, что вчера же была в театре!:)
Ну, можно
смотреть, можно не смотреть. Кто не знает, я фанат Вырыпаева, особенно театрального. Стилистически «Сахар» близок к концерту и немного к фильму «Кислород» с его музыкальностью и многочисленными рефренами, а содержательно, декларативно вполне укладывается в вырыпаевскую программу, суть которой коротко можно сформулировать так: против слов. Говорить не значит делать, а следовательно, не значит говорить правду. Всё что угодно может стать средством самообмана - христианство, буддизм, йога, искусство, работа, успешный пиар и эффективный менеджмент, разговоры о смысле жизни и даже семья, брак, дети. Всё можно профанировать, всё способно стать прикрытием, помочь убежать от жизни, дезертировать с поля боя.
Счастливая и успешная семейная пара, у которой, послушать, ну, буквально всё в шоколаде («в сахаре»). Но достаточно какой-нибудь бытовой ерунды, какого-то вопроса от какого-то там сотрудника американского посольства, чтобы жена вдруг потеряла равновесие, ощутила пробоину в броне, дыхание бездны, от которой она так фундаментально оградила себя всевозможными мужем, детьми, работой, аюрведой и т.д. и т.п. Довольно первой же кочки в супружеских отношениях, чтобы в голосе непромокаемо оптимистичного мужа зазвучали металлические нотки принуждения, агрессии: «ты любишь меня, я люблю тебя, поэтому ты меня прощаешь, о’кей?»
И если ты видел (польский)
Танец Дели и
Иллюзии, ты знаешь, какая прозорливость и глубина за этими несколькими репликами и ситуациями. Но для того, кто их видел, «Сахар» не станет откровением. А того, кто не видел, эта глубина едва ли настигнет и накроет, пробившись через легкомысленную, задорную и ненормативную эстетику. Здесь замечательная музыка (Казимир Лиске), замечательная, бесконечно женственная Мириам Сёхон, которую я уже после
Marienbad не узнала (хорошая примета, во всех отношениях!). И всё же, всё же, всё же...
В сущности, «Сахар» Вырыпаева это парафраз 13 главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам. Но только для того, только для того, кто и так знает:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.