Уже два дня страдаю от мерссских остаточных явлений простуды. Кашель замучил. Мелкий такой. Язвительное "кхе-кхе". Постоянно грею горло то чаем, то кофе. Лекарства пью, да, просто сейчас речь не о том. О настроении. Вчера вечером сижу себе на любимом диване, уютно закутавшись в одеяло, с ноутом на пузе и чашкой в руке, кхе-кхекаю и читаю "Наблюдая за англичанами". И тут раздается звук, такой долгожданный и приятный уху - зашуршали и забулькали батареи. А в нашем доме это означает, что скоро можно будет выключить бойлер, воды горячей будет хоть залейся (простите за банальный каламбур). А самое главное - можно будет принять ванну, налив ее до краев. Лежать, сколько влезет, периодически подливать кипяточек и слушать как лопаются пузырьки пены... Не спрашивайте, КАК в результате этих мечт о простых радостях жизни я пришла к предмету сегодняшнего поста. Неисповедимы и внезапны пути моих ассоциаций. Хотя может свою роль сыграли трубки, упомянутые в комментах к предыдущей записи.
Итак. Подумалось мне вдруг - а неплохо было бы сейчас виски тяпнуть! И что вы думаете? Ноосфера моя бдит, старушка. Полезла во френдленту - в глаза бросается пост про один из моих любимых синглмолтов (односолодовых виски).
Есть у нас с сестрой такой дорогостоящий прикол. В конце посиделок в пабе мы часто заказываем "пятьдесят" виски. И выбираем не абы чего, а подороже и поинтереснее. Несколько лет назад попробовали Лагавулин и Лафройг. Это, надо сказать, самые странные марки виски, которые я пробовала. И, безусловно, самые запоминающиеся.
Слово "вкусные" тут не подходит, потому что виски это не няша какая-нибудь, что бы про него говорить "вкусный/невкусный". Но, да, признаю, многие из пробовавших именно эти марки делали странное лицо и, понимая, что говорить "фу-у-у" о напитке, купленном за такие бабки, как-то глупо, робко замечали, что... "нет, не моё" и "ОЧЕНЬ странный вкус".
Речь идет о так называемых "дымных" или "торфяных" сортах виски. Называют их так потому, что готовый напиток приобретает дымный аромат от торфа, который используется в процессе проращивания ячменя, а также от воды, которая пропитана торфом.
Производятся такие марки на шотландском острове Айла (Islay; гэльск. - Ìle, Илэ), самом южным острове Внутренних Гебридских островов. На Айла много вискикурен и всего там производится девять марок виски: Ardbeg (Ардбег), Bowmore (Боумо), Bruichladdich (Бруклади), Bunnahabhain (Буннахавен), Caol Ila (Кул Илэ), Kilchoman (Килхоман), Lagavulin (Лагавулин), Laphroaig (Лафройг) и Port Charlotte (Порт Шарлотт).
[Сегодня я хочу рассказать о Лагавулине.]Сегодня я хочу рассказать о Лагавулине. Название этого виски (кстати, ударение в этом слове падает на «у») происходит от гэльского lag a`mhuilin и переводится как «впадина у мельницы».
Одноименная вискикурня, построенная в 1816 году, расположена на южном побережье острова Айла недалеко от города Порт-Эллен.
Вискикурня Лагавулин.
В XII веке на острове Айла обосновался клан МакДональдов, объявив эти места своими владениями. В 1493 году они заложили крепость Данявэйг.
Развалины старого замка Данявейг (Dunnyvaig Castle)
К середине XVIII века на острове начало развиваться нелегальное производство алкоголя. К 1742 году насчитывалось не менее десяти вискикурен, большинство из которых вскоре были закрыты из-за ужесточения борьбы с нелегальным производством виски. В 1816 году почти одновременно неподалеку друг от друга возникают сразу два перегонных завода. Один основал Джон Джонстон, а другой - Арчибальд Кэмбелл. Однако уже к 1821 году последний прекращает свою деятельность и хозяином обоих заводов становится Джон Джонстон. В 1837 году два производства объединяются под общим названием Лагавулин.
В середине XIX века винокурни купила компания Джеймса Логана Мэкки Mackie & Сo, которую позднее возглавил его племянник Питер Мэкки, с 1883 года начавший работать на заводе Лагавулин. Будучи потомственным производителем виски, он также проявил себя и как талантливый бизнесмен. В 1880-х он организовал продажу Лагавулин и других сортов виски в Лондоне. Позже он создал знаменитый сорт купажированного виски White Horse.
После смерти Питера Мэкки в 1924 году фирма была переименована в White Horse Distillers Ltd. Сейчас эта марка принадлежит United Distillers & Vintners, которая в свою очередь является частью крупнейшей в мире интернациональной компании по производству алкоголя Diageo.
Кстати хочу заметить, что Lagavulin Single Islay Malt 16 years крепостью 43% входит в коллекцию Classic Malts of Scotland - шести классических односолодовых шотландских виски из шести регионов Шотландии. Кроме него в это число входят Dalwhinnie (Далвини), Talisker (Талискер), Cragganmore (Краганмо), Oban (Оубэн) и Glenkinchie (Гленкинчи).
Ну, это все история-теория. Где слайды-то? В смысле, что там насчет странного вкуса?
Разумеется, я бы могла написать о своих ощущениях, мешая междометия с восклицаниями. Но в поисках информации к этому посту наткнулась на блог, хозяин которого так красочно рассказывал о своем первом свидании с Лагавулином, что мне остается только скромно поджать хвостик и процитировать его слова. С которыми я согласна - от первого до последнего, все было именно так!
«...И вот передо мной стоит стакан с темно-янтарной жидкостью. Подношу к носу... О-бал-деть! Такое ощущение, словно попал в странную мастерскую, где что-то дымит, пахнет раскаленной солью и, почему-то, старой черной изолентой, которой пользовался мой отец. Этот запах не шибёт в нос кулаком. Он исподволь проникает куда-то в гайморовы пазухи, заполняет всю голову, проникает в рот, наполняя его слюной, и стекает в горло. Я услышал, что от дыма где-то врубилась пожарная сигнализация, и только чуть погодя понял, что это у меня в голове вышибло несколько предохранителей. Наверное, эта вся гамма чувств была написана у меня на лице, потому что Нат внимательно смотрела на меня, а на лице у нее был написан немой вопрос: «Ну, как?» Я молча протянул ей стакан, и теперь была моя очередь увидеть, как выглядит человек, у которого в мозгу срабатывает пожарная сигнализация. Как водится с виски, вкус был полным продолжением запаха. При 43° почти не чувствовалось алкогольного жжения. Рот наполнялся чуть солоноватым жидким дымом и вкус заполнял голову в обратном порядке - от языка к голу, в нос, в гайморовы пазухи и прямо в мозг. В голове у меня появлялись картины соленых волн Атлантики, разбивающихся о мрачные скалы небольшого острова. Хмурое небо. Шотландцы с грубыми лицами, иссеченными холодным ветром делают что-то на берегу».
Но если говорить о мастерстве описания вкуса виски, то тут нет равных Сергею Бессмертному a.k.a. whiskyblog, чей недавний пост меня, собственно, и вдохновил.
Вот что автор блога пишет об аромате напитка специального ограниченного выпуска - Lagavulin Single Islay Malt Distiller's Edition 16 years 1991 Vintage Pedro Ximenez 43%. (Да, такое длинное название. Если короче - DE-версия 16-летнего виски, довыдержанная в бочках из-под хереса "Pedro Ximenez". Довыдержка или финиш - это когда уже зрелый виски дополнительно выдерживают в другом виде бочек для придания ему новых черт).
«Аромат: <...> с кремовым хересным характером, за дегтем и коптящимся мясом идут темные фрукты с легкой кислинкой, изюм, бананы, цитрусовые леденцы <...>. Вкус: <...> Мясной, насыщенный, с беконом и солью. Всё такой же деготь - только облаченный в сладковатое хересное облачение, больше фруктов. Орехи и специи. Послевкусие: Мягкий торф, бархатистые пряности, кисловатый ягодный сок.»
А вот тот же автор о Lagavulin 16 y.o. 2012 (это регулярный или основной разлив):
«...аромат - это лодочный гараж, там стоят резиновые сапоги, висят старые рыбацкие куртки пропахшие костром, сушатся снасти, разобран лодочный мотор, рядом плещется вода и на камнях сохнут водоросли. Не настолько сладкий как 2008 версия <...>, но маслянистый, напоминает очень маслянистую сладкую выпечку. Запеченные яблоки. Вкус: Тугой, насыщенный. В первую очередь это деготь и древесная смола. Дальше халва, яблоки, сок лайма. В целом довольно приятная сочность - никакой сухости торфа. Послевкусие: Обугленные щепки вишневого дерева, в целом становится более деревянным, с кислосладким соусом».
Ну? Согласитесь, описание само по себе такое вкусное, что рука уже тянется за «тумблером».
О том как грамотно пить виски, чем солодовый отличается от зернового, а синглмолт от бленда, как правильно - whisky или whiskey, и что появилось раньше - шотландский виски или ирландский и как аутентично сказать "Ну, чтобы все!" я расскажу как-нибудь позже, ибо все это настолько интересно, что требует отдельного внимания.
А сейчас, дописывая последние строчки и расставляя теги по тексту, я в который раз с удовольствием вспоминала удивительный вкус Лагавулина и… может мне, конечно, показалось, но… пока я ваяла этот пост, в груди разлилось приятное тепло, от которого даже утихомирился мой неуёмный кашель.
Если у вас выпадет возможность, обязательно попробуйте этот виски! И может быть, когда вы придете в себя после первого глотка, вам тоже представится скалистый берег острова Айла, холодные волны Атлантики у белоснежных стен вискикурни и развалины старого замка Данявейг…
А что до меня, так я точно знаю, что в этом году попрошу у Деда Мороза.