Когда я узнал о том, что руководство калининградского филиала оператора связи "МегаФон" предоставляет местным блогерам шанс посетить свой штаб, первой моей мыслью было: а ведь это прекрасная возможность из первых уст узнать о том, как скандинавы влияют на российский рынок телекоммуникаций.
- Причём тут вообще скандинавы? - спросите вы. Объясняю: в своё время я занимался исследованиями инновационной системы стран Северной Европы и знаю, что в России мобильные сети строили именно "суровые викинги". Накануне визита в расположенный в Большом Исаково центральный офис оператора я решил уточнить факты и узнать, имеют ли сейчас представители стран Северной Европы какое-то отношение к "МегаФону".
Изучение шведских СМИ и сайта шведско-финского телекоммуникационного гиганта TeliaSonera принесло некоторые плоды. (Не забываем, что большая часть акций в TeliaSonera принадлежит финскому и шведскому государствам).
Офис TeliaSonera в центре Стокгольма. Фото:
emelielindstrom88.blogspot.se Я прочитал о том, что не так давно TeliaSonera продала часть акций "МегаФона" принадлежащей олигарху Алишеру Усманову компании AF Telecom, но при этом всё равно осталась в числе акционеров. На сайте шведско-финской компании "МегаФон" был указан в числе подконтрольных компаний (intressebolag).
Скриншот с сайта TeliaSonera. Колонки: Страна, Торговая марка, Позиция на рынке, Число абонентов, Доля рынка, Главные конкуренты.
В
закоулках "мегафоновского" сайта были обнаружены конкретные цифры: оказывается, сейчас финны и шведы владеют 25,17% акций компании.
Скриншот с сайта "МегаФона".
С 2012 года TeliaSonera больше не является крупным акционером, а принадлежит к числу акционеров миноритарных. А до момента продажи пакета акций в течение пятнадцати лет именно шведам и финнам принадлежало в "МегаФоне" право решающего голоса.
О том, что NeliaSonera контролирует значительную долю мирового рынка телекоммуникаций свидетельствует эта схема с сайта компании. Зелёным обозначены рынки где компания является мажоритарным владельцем, светло-оранжевым - рынки с миноритарным статусом. Источник:
teliasonera.com В связи с этим возникает закономерный вопрос: как именно пользовались скандинавы (назовём их так, хотя Финляндия формально и не является скандинавской страной) этим правом в течение пятнадцати лет? Быть может именно товарищи в галстуках и без, сидящие в головном офисе, расположенном в стокгольмском фешенебельбном районе Стуреплан, придумали название для компании, решали о том какими будут тарифы, и, в конце концов, именно шведские и финские специалисты, по логике вещей, должны были учить наших сотрудников невероятно сложному делу создания "с нуля" огромной телекоммуникационной сети.
Офис "МегаФона" в Большом Исаково вчера гостеприимно распахнул калининградским блогерам свои двери.
Узнать ответ на эти вопросы я решил на вчерашней встрече, благо что в определённый момент к блогерам вышел директор калининградского отделения "МегаФон" Леонид Лебедев.
Ни разу не бывавший в Польше "мегафоновский" директор в Калининградской области Леонид Лебедев.
Леонид обстоятельно ответил на два моих вопроса, не затрагивающих скандинавской тематики (об этом я расскажу в другом посте). Вопрос про TeliaSonera я ему, к сожалению, задать не успел, и потому попросил ответить на него менеджера по связям с общественностью компании Екатерину Сильянову, выступившую в роли организатора вчерашнего блог-тура (за что ей большое спасибо).
- Были ли скандинавы нашими учителями в деле создания мобильной сети? И какое влияние оказывали и оказывают шведско-финские акционеры на политику "МегаФона"? - спросил я у Екатерины.
Гостеприимная к блогерам главная по связям с общественностью Екатерина Сильянова.
Екатерина, как ни странно, не смогла ответить на мой второй вопрос и предложила выслать его ей по электронной почте, чтобы получить ответ позднее. Судя по-всему, она была не в курсе того, что четверть от общего числа акций "МегаФона" принадлежит шведам и финнам. Так что скандинавское прошлое "МегаФона" для меня и после визита в штаб-квартиру калининградского "МегаФона" по-прежнему остаётся тёмным.
С первым вопросом всё было совсем по-другому: сидевший бок о бок с представителем пресс-службы руководитель по инфраструктуре Андрей Алексеенко (вчера он провёл для нас очень интересную экскурисю по техническим объектам) рассказал мне и другим калининградским блогерам много интересного.
Главный специалист по технической части и активный пользователь программы "Мультифон" Андрей Алексеенко.
По его словам, в начале 90-х годов скандинавы действительно принесли в россию новые технологии связи.
- На русском языке книжек про GSM тогда не было, были на английском, и я покупал их по 100 долларов в Германии, - поделился воспроминаниями Алексеенко, стоявший у истоков местного мобильного оператора "Экстел", канувшего в лету ставшего частью "Билайна". В Калининграде весь комплекс оборудование поставляло финское отделение компании Siemens.
Многие калининградцы хорошо помнят "экстеловские" карточки пополнения счёта. Фото:
oldcoffer.narod.ru Nokia, в свою очередь, помогала оборудованием петербургской компании North-West GSM (тогдашнее имя "МегаФона").
Логотип компании North-West GSM. Фото:
teliasonerahistory.com Помимо "железок" финны и шведы принесли нашим связистам определённый "багаж знаний": - Я в 1994 году закончил БГА и о том, что такое станция GSM, понятия не имел, - признаётся Андрей Алексеенко.
Однако скандинавы недолго были поставщиками и учителями калининградских специалистов по сотовой связи. - Всё произошло так же как с Китаем. Наши инженеры быстро поняли технологии, - рассказывает Алексеенко и добавляет в качестве примера быстрой обучаемости отечественных инженеров, что когда он работал в "Экстеле", калининградский оператор сам предлагал поставщикам оборудования какие-то технические решения для их последующей реализации. Российское оборудование быстро вытеснило скандинавское также причине цены. Если Nokia просила за сервер 500 тысяч долларов, то наши спецы запрашивали в десять раз меньшую сумму.
Сервер Nokia, сфотографированный в техническом зале в Большом Исаково, напоминает о скандинавских корнях "МегаФона".
- Объяснить российскому программисту всегда легче чем скандинаву, - резюмирует Андрей Алексеенко. - Мы в России не глупее скандинавов и не глупее китайцев. -
На этой оптимистической ноте я и хотел бы закончить этот пост; к другим вопросам, поднимавшимся в ходе вчерашнего блог-тура, я обращусь в других постах, которые появятся в блоге NORRSIDA / Северная Сторона уже на этой неделе.
Читайте также:
-
33-й судоремонтный завод: здесь лечат корабли-
MegaFon OPTIMA: оптимальный набор функций по минимальной цене