Итоги теста PISA: шведские школьники учатся из рук вон плохо

Apr 01, 2014 16:35

Уже не первый год в шведских школах творится неладное. Пища в школьных столовых оставляет желать лучшего, ученики подвергают друг друга травле (моббингу), и порой даже поджигают школы. Катастрофически падает уровень школьного образования, а вместе с ним - престиж профессии учителя. Правительство Швеции уже давно озабочено этой проблемой: совсем недавно я писал об одном из элементов реализуемой министром образования Яном Бьёрклундом реформы шведской школы - введение с четвёртого класса системы отметок, отменённой в младшей и средней школе уже много лет назад.



Учитель математики Пер Берггрен и ученики девятого класса школы Тредгордстадтссколан в Туллинге, лен Стокгольм. Фото: sr.se

Необходимость реформ подтверждают обнародованные сегодня результаты одного из этапов исследования PISA (Programme for International Student Assessment), ежегодно проводимого ОЭСР.

В ходе теста PISA проверяется знание школьниками математики и естественных наук, а также понимание прочитанного текста. О результатах трёх этих этапов речь пойдёт чуть ниже; сегодня же были представлены итоги проверки умения школьников в целом решать проблемы.

Как оказалось, шведские школьники очень плохо справляются с решением поставленных перед ними задач.



Ян Бьёрклунд и шведские школьники. Фото: regeringen.se

По итогам этого этапа PISA Швеция получила 491 балл, тогда как средний показатель по ОЭСР составляет 500 баллов.



В шведской школе. Фото: dn.se

Почти что четверть (23,5%) шведских школьников были отнесены к категории "отстающих".  Для стран ОСЭР в целом показатель составляет 21,4%; на фоне стран Северной Европы (среди финских школьников отстающих только 14,3% ) результат Швеции, конечно, выглядит очень печально.

Издание "Дагенс Нюхетер" напоминает что также не вызывающие оптимизма результаты других этапов теста PISA были представлены в декабре 2013 года (по всем трём разделам Швеция также не дотянула до норм ОЭСР), однако вплоть до сегодняшнего дня шведы надеялись что хотя бы в деле решения общих задач школьники королевства покажут себя с лучшей стороны.

Сейчас, когда с каждым днём приближаются выборы в риксдаг, тема реформирования шведской системы школьного образования крайне популярна среди представителей всех политических партий. Правящие правоцентристы уверены, что только их реформы могут помочь школе выкарабкаться из "чёрной дыры", тогда как их противники-левоцентристы под руководством социал-демократов считают что именно восьмилетняя деятельность Яна Бьёрклунда на посту министра образования привела к столь плачевным результатам.



Эва-Ли Сирен посещает одну школ Мальмё. Фото: sydsvenskan.se

Политики, как правило, получают хорошие деньги - в отличие от шведских учителей. На сайте крупнейшего объединения учителей Швеции (Lärarförbundet) председатель объединения Эва-Лис Сирен (Eva-Lis Sirén) комментирует результаты теста PISA: - Шведские политики должны обратить внимание на мнение международных экспертов относительно статуса и заработной платы учителей.

Нет никакого сомнения в том, что эти факторы играют решающую роль в вопросе развития школы; повышение зарплаты учителей увеличит привлекательность их профессии. В свете падения престижа профессии учителя это является решающим фактором, - резюмирует Эва-Лис Сирен.

Результаты теста PISA в очередной раз подтверждают тот факт, что в деле школьного образования Швеция, увы, не может служить примером для России.




Читайте также:
- Элеонора Нарвселиус: шведская система школьного образования нуждается в реформе

ОЭСР, школа, выборы, образование, #pisa-rapport, стереотипы, Швеция

Previous post Next post
Up