Иконостас, объединивший Калининград и Стокгольм

Feb 18, 2014 16:33

Написал для информационного портала фонда "Русский мир":



Мемельский иконостас в Нижнем (малом) храме во имя Нерукотворного Спаса кафедрального собора Христа Спасителя. Калининград. Источник: Артамонова М. Мемель. Преображенский иконостас. Клайпеда, 2010.С. 5.

Мемельский (или Преображенский) иконостас - реликвия, связывающая друг с другом Калининград и Стокгольм - два города на разных берегах Балтийского моря. Сто тридцать три года провёл иконостас в православном храме в столице Швеции; калининградский период его истории начался в 1996 году. Значимой вехой стало великое освящение Нижнего (малого) храма во имя Нерукотворного Спаса калининградского кафедрального собора Христа Спасителя, где иконостас был установлен. Произошло это событие 27 сентября 2007 года; чин великого освящения возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси).

Очень немногие калининградцы, в том числе прихожане собора, знают, насколько насыщенной событиями и интересной была история этой святыни. А в Стокгольме связь двух городов через Мемельский иконостас практически неизвестна, хотя и вызывает большой интерес у тех, кто о ней узнаёт.


Мемельский иконостас - памятник Семилетней войны

Своё название Мемельский иконостас получил следующим образом. Иконостас был создан для православного храма в Мемеле (ныне Клайпеда). Произошло это в годы Семилетней войны, когда Пруссия на четыре года вошла в состав Российской империи.

В 1758 году губернатор Кёнигсберга (после 1946 года - Калининград) и Пруссии Николай Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кёнигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью».



Николай Корф. Источник: commons.wikimedia.org

Освящение в Мемеле храма в честь Преображения Господня состоялось 18 октября 1760 года (по новому стилю). Первоначально храм находился на территории крепости, в здании бывшей протестантской кирхи. Затем Преображенская церковь была переведена из крепости в перестроенное здание ратушного дома.



Клайпеда. Фото: commons.wikimedia.org

Храм действовал в Мемеле до осени 1762 года; после передачи Восточной Пруссии немецким властям иконостас вместе с утварью был вывезен морем в Санкт-Петербург. В Стокгольме иконостас находился с 1767 по 1893 год, затем он оказался в Германии, а в 1995 году вернулся в Россию.

О Мемельском иконостасе и его истории писали литературовед Леонид Аринштейн (Москва), искусствовед Маргарита Артамонова (Литва) и краевед, священник Георгий Бирюков (Калининград). Эти исследователи описывали историю иконостаса, не останавливаясь подробно на шведском периоде его истории.

По нашему мнению, к этой теме стоит обратиться. Главная причина заключается в очевидном историческом значении Мемельского иконостаса для истории православия в Швеции. Ведь Преображенский храм Стокгольма получил своё название из-за иконостаса (до того храм был посвящён образу «Похвала Пресвятой Богородицы»). В 1838 году перед ним молился наследник Александр Николаевич, вместе с Николаем I посетивший храм во время своего визита в Швецию. А в XX веке именно документально подтверждённый шведскими властями факт прежнего посольского статуса иконостаса сохранил его от перемещения в Германию.

Православие в Швеции имеет долгую и насыщенную событиями историю. Русские купцы в Стокгольме получили отдельное место для проведения богослужений уже в 1617 году, так что отсчёт истории Русской церкви в шведской столице следует вести с этой даты. То был первый русский православный храм за пределами России и первый инославный храм в Стокгольме после Реформации. Первоначально храм находился в Русском дворе (Ryssgården), а после пожара 1680 года был временно перемещён в Южную ратушу (Södra huset, сегодня - Городской музей Стокгольма). Пожар 1694 года целиком уничтожил Русский двор. Русский гостиный двор, правда, затем был отстроен в кирпиче, и храм находился здесь до 1748 года.



Городской музей Стокгольма. Фото автора.

В 1703 году церковь была отремонтирована и освящена в честь иконы «Похвала Божией Матери». Тогда она получила наименование «генеральской», поскольку использовалась преимущественно для нужд пленённых в ходе Северной войны российских офицеров.

То место, где с 1748 по 1846 год в Южной ратуше находился православный храм, сегодня называется «зал Тессина» (Tessins salen), или «комната Бельманна» (Bellmanrummet). Это небольшое помещение на верхнем этаже Городского музея Стокгольма. Сегодня здесь проводят лекции и занятия.



«Зал Тессина» или «Комната Бельмана» в Городском музее Стокгольма. Мемельский иконостас находился здесь с 1767 по 1846 годы. Фото автора.

В 1784-1837 годах в здании Южной ратуши также находилась французская (католическая) церковь. Ту часть, где была обустроена русская церковь, до того занимал анатомический театр, католической же церкви досталось помещение, ранее использовавшееся в качестве масонской ложи, а также места для проведения концертов и балов.

Мемельский иконостас в Стокгольме

Каким образом Мемельский иконостас очутился в Стокгольме и дал имя местному православному храму? Иконостас был прислан в столицу Швеции по просьбе российского посланника графа И. Остермана. Русский храм в то время находился в запущенном состоянии, иконостас был продырявлен, в 1759 году пожар уничтожил большую часть храма.



Иван Александрович Остерман. Источник: commons.wikimedia.org

В 1761 году граф Остерман обратился к Строительной коллегии для того, чтобы получить чертёж и смету на перестройку храма. Проект был подготовлен государственным архитектором Юханом Эберхардом Карлбергом (Johan Eberhard Carlberg).



Юхан Эберхард Карлберг. Источник: commons.wikimedia.org

Первоначально Карлберг предложил убрать перегородки и превратить большую часть флигеля в просторный зал, однако этот проект реализован не был.



Проект иконостаса русской церкви. Гравюра Юхана Эберхарда Карлберга, 1746 года. Источник: Eriksson M. Ryska kyrkan I södra stadhuset // Stadsvandringar / Stockholms stadsmuseum, 18-1998. S.55-56, 60. URL: http://stockholmskallan.se/PostFiles/SMF/SD/SSMB_0008690_01.pdf .

В 1764 году Остерман начал новую переписку со шведскими властями, Карлберг, в свою очередь, подготовил другой вариант реконструкции. Прежнее церковное помещение стало пономарской, а новая церковь разместилась в соседнем зале. Магистрат заключил контракт на перестройку с реставратором Селлингом, работы начались осенью 1765 года, а летом 1766 года реконструкция была закончена.

Карлберг подготовил для храма также и проект иконостаса, но решено было передать в Стокгольм иконостас одной из церквей Пруссии. Выбор пал на Мемельский иконостас. Стоит отметить, что проект Карлберга имел общие черты с Преображенским иконостасом в силу художественных предпочтений того времени.

В сентябре 1767 года шведский бриг «Эммануэль» доставил иконостас из Санкт-Петербурга, где тот хранился в Петропавловском соборе. «Эммануэль» потерпел крушение в шхерах, иконостас и церковная утварь чудом не пострадали. Ценный груз лежал в двух ящиках, которые остались целы. После ремонта в конце декабря корабль наконец прибыл в Стокгольм.

Работы по оборудованию новой церкви были закончены в 1768 году, и храм был освящён.

Всё то время, что иконостас находился в Стокгольме, он перемещался с одной улицы на другую вместе с храмом. Игумен Никита Добронравов выделяет три периода в истории русской церкви в Стокгольме. Первый этап получил название «Гостинодворского»: церковь, как упоминалось ранее, находилась в Русском дворе. Следующий этап - «Стадгаузский». В этот период церковь находилась в Южной ратуше. Здесь иконостас провёл большую часть стокгольмского периода своей истории.

В 1846 году наступил переходный этап, когда церковь меняла арендованные помещения одно за другим в общей сложности шесть раз. На заседании специальной комиссии при российском Министерстве иностранных дел даже ставился вопрос о закрытии храма, на что было выдвинуто возражение: «Закрытие заграничных церквей лишит православную церковь возможности делать себя известною на Западе».

На улице Мальмшильнадсгатан (Malmskillnadsgatan) храм был размещен в трёхэтажном здании, выстроенном специально для православной церкви, а также квартир священника и псаломщиков. Менее удобное помещение храм занимал, находясь на улице Юнгсфругатан (Jungfrugatan). Затем Преображенский храм оказался в самом центре города, на Дроттнинггатан (Drottninggatan).

Последний адрес, по которому находился в Стокгольме Мемельский иконостас, - это улица Майорсгатан (Majorsgatan). Выстроенное здесь архитектором И. Й. Карлстедом здание скоро пришло в негодность. В 1892 году в связи с переездом храма во флигель на Оденгатан (Odengatan) настоятель прихода Пётр Румянцев заказал новый иконостас из мрамора, украшающий Преображенский храм и сегодня. Тогда Мемельский иконостас покинул Швецию.



Мемельский иконостас в храме Преображения Господня на улице Майорсгатан, Стокгольм. Источник: Свято-Преображенский православный храм. Стокгольм. Стокгольм: 1999. С. 10-11.

До 1901 года Преображенский иконостас находился на складе в России, а затем был послан русской церкви, возведённой в Гамбурге. Однако гамбургская домовая Свято-Николаевская церковь с самого начала носила временный характер, а после сооружения в 1965 году Свято-Прокопиевского собора богослужения здесь стали очень редкими. В 1994 году владеющее храмом Свято-Князь-Владимирское братство приняло решение о его закрытии, и председатель братства Г. А. Рар передал Мемельский иконостас Русской православной церкви Московского патриархата.



Мемельский иконостас в Гамбурге. Фото: hamburg-hram.de

Представляется важным остановиться на том, как развивалось русское православие в Стокгольме в ХХ веке - уже после того, как Мемельский иконостас покинул столицу королевства.

После того как храм оказался на Оденгатан (Odengatan), последовало ещё одно перемещение - на этот раз на улицу Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), где храм находится и по сей день. Храм располагается в шестиэтажном жилом доме.



Преображенский храм на Биргер Ярлсгатан. Фото: ryskaortodoxakyrkan.se

Перипетии истории стали причиной того, что Преображенский храм оказался в числе приходов русского обряда Константинопольского патриархата в Западной Европе (тогдашний управляющий приходами Московского патриархата в Европе митрополит Евлогий Георгиевский в 1931 году временно вошёл в состав патриархата).

А в 80-е годы усилиями активных членов прихода в Стокгольме было создано религиозное Общество во имя преподобного Сергия Радонежского, ставшее основой нового прихода Московского патриархата в Северной Европе. В 1995 году новый приход был принят в состав патриархата. С тех пор в Стокгольме существуют два православных прихода русской традиции: Преображенский и Сергиевский.



Священник Виталий Бабушин. Фото: russkiymir.ru

«Прекрасно, что иконостас связывает Швецию и Россию», - говорит настоятель Сергиевского прихода, священник Виталий Бабушин, но при этом замечает, что он был написан в годы упадка иконописи. Атташе по культуре посольства РФ в Швеции Александр Пашедко признаётся, что ему сложно оценить роль Мемельского иконостаса, но подчёркивает, что, «когда ищутся какие-то ниточки, связывающие два места, каждая такая нить ценна по-своему».



Александр Пашедко. Фото: intellika.info

«Иконостас однозначно объединяет наши города», - говорит председатель Союза русских обществ в Швеции Людмила Сигель. «Это святыня, перед которой молились многие поколения людей. Я не думаю, что всё это случайно. Это реликвия, которую нужно беречь», - отмечает она.



Людмила Сигель. Фото: rus.ruvr.ru

В Калининграде Мемельский иконостас первое время хранился в разобранном виде в верхнем алтаре Крестовоздвиженского кафедрального собора. В 2001 году он был отправлен в Москву, где его отреставрировали специалисты Третьяковской галереи. С 2005 года иконостас находился в актовом зале Епархиального управления Смоленско-Калининградской епархии в Калининграде, а в 2007 году, как говорилось выше, он был установлен в Нижнем (малом) храме во имя Нерукотворного Спаса кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы.



Кафедральный собор Христа Спасителя. Фото: ubrus.org

Нижний (малый) храм во имя Нерукотворного Спаса очень схож по своей планировке со стокгольмским Преображенским храмом. Богослужения совершаются здесь практически ежедневно, в храме постоянно дежурит священник. Храм находится в центре города, и знакомство многих калининградцев с православием происходит возле Мемельского иконостаса. Память о мемельском и стокгольмском храмах хранит икона южных диаконских врат, посвящённая празднику Преображения.

Безусловно, Мемельский иконостас - один из ярких примеров причудливого хода истории. Его судьба в чём-то схожа с историей иконостаса из Саровского монастыря, который оказался в храме во имя святого Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского немецкого города Бад-Наугейм (в 1908 году епископ Иннокентий Тамбовский, возглавлявший ранее строительный комитет, пожертвовал заграничному храму иконостас из Саровской пустыни, где после прославления преподобного Серафима был сооружён новый храм с новым иконостасом).

Мемельский иконостас всё ещё таит в себе немало загадок. Кто тот мастер, что написал иконы? Где был изготовлен иконостас: в Москве или Санкт-Петербурге? Эти вопросы ждут своего исследователя, но, даже не зная ответа на них, мы можем сказать: иконостас исправно выполняет своё главное предназначение. Мемельский иконостас используется во время богослужений и помогает людям приобщиться к Богу. И, безусловно, продолжает оставаться той невидимой нитью, которая связывает Калининград и Стокгольм.

А. В. Рябиченко,
младший научный сотрудник Центра социально-экономического исследований БФУ им. И. Канта (Калининград)




Читайте также:
- Русский мир Скандинавии: священник Александр Рубец
- Сербский священник Душан Ракович из Стокгольма

Клайпеда, религия, Северная Европа, Германия, Стокгольм, Калининградская область, история, Православие, Калининград, культура, Мемель, Гамбург, Русский мир, Швеция

Previous post Next post
Up