Как я вчера обещал, публикую в блоге интервью руководителя "арктической" группы центрального аппарата МЧС России Николая Дяблова, с которым познакомился во время пресс-тура в Нарьян-Мар. Николай Григорьевич - человек бывалый, Арктику он знает не понаслышке. Николай Дяблов согласился дать порталу учёных БФУ им. И.Канта Intellika.info
интервью, текст которого я и предлагаю вашему вниманию.
В последние годы Россия всерьёз озаботилась судьбой своих арктических территорий: возобновляет работу Северный морской путь, активно ведётся добыча углеводородов, которыми так богата «арктическая кладовая». Развитие Арктики входит в число приоритетных задач. Обеспечить безопасность российских арктических территорий предстоит Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Стоит ли заменять технику, используемую за Полярным кругом, зарубежными аналогами? Нужен ли МЧС России свой ледокольный флот? Готово ли министерство к возможному похолоданию? На эти и другие вопросы порталу учёных БФУ им. И. Канта intellika.info отвечает руководитель «арктической» группы центрального аппарата МЧС России Николай Дяблов.
- Николай, Григорьевич, каковы, по вашему мнению, главные угрозы и риски для арктических территорий?
- В Стратегии развитии Арктической зоны РФ до 2020 года, которую в прошлом году утвердил Президент РФ, обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные. Больше всего рисков связано с освоением новых месторождений углеводородов, авариями на транспорте, взрывами и пожарами технологического оборудования. Нами пока что проводится оценка опасностей и угроз в Арктической зоне Российской Федерации, также мы создаём систему аварийно-спасательной готовности для обеспечения комплексной безопасности населения и территорий в Арктике.
На первом этапе, который продолжается до конца 2015 года, на территории Арктики будет создано десять Арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Три из них уже функционируют, это в Дудинке, Архангельске и здесь, где мы сейчас находимся, в Нарьян-Маре. По функциональным задачам Арктический центр делится на две составляющие - информационно-аналитическую и поисково-спасательную; сейчас появился третий блок, означающий создание - прежде всего в восточной части Арктики - резерва аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных операций. Система баз складирования будет прежде всего создана в Певеке, посёлке Провидения и других местах.
Безопасность в Арктике не замыкается на создаваемых МЧС центрах. Если возникнет такая необходимость, будем принимать меры реагирования и взаимодействовать с Минтрансом, Минэнерго, Минобороны, Минприроды и другими министерствами и ведомствами.
Рассказы Николя Дяблова об Арктике можно слушать бесконечно. Подход к прессе в конце тура в Нарьян-Мар.
- Не получается ли дублирование функций со стороны нескольких ведомств, например, Минтранса и МЧС, когда дело касается безопасности Севморпути?
- Нет, такого не будет. Что такое шестьсот пятьдесят человек специалистов-спасателей на огромную территорию Арктики? Мы будем заниматься мониторингом, прогнозированием, сбором и обработкой информации, которая позволит предупредить чрезвычайные ситуации, в том числе крупномасштабные, обучением специалистов других министерств и ведомств, проведением мероприятий для ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, повышать эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации, обеспечивать защиту критически важных объектов экономики.
Не очень разумно держать специальных спасателей на протяжении всего Северного морского пути. На наш взгляд, эффективнее обучить экипажи морских судов борьбе за живучесть судна, оказании первой помощи, борьбе с нефтеразливами и т.д. Если сотрудничество будет развиваться, мы будем участвовать в поиске и спасении самолетов, потерпевших крушение в Арктике. Этим, конечно будут заниматься основные силы Минтранса, но мы также будем участвовать, усиливая группировку силами ближайших Арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Кроме того, МЧС планирует совместно с Роскосмосом установку космических антенн на базе трех наших центров для приема и передачи информации со спутников.
Николай Дяблов на экране смартфона демонстрирует фотографии, сделанные в Арктике.
- В последние годы в СМИ появлялись разные предположения об использовании МЧС России ледокольных судов. Кто-то считал, что МЧС построит свой ледокольный флот, а кто-то предлагал передать министерству уже построенные ледоколы. Как обстоят дела с ледоколами МЧС сегодня?
Моё личное мнение такое: нет необходимости передавать МЧС ледокольные суда, потому что задача спасения судов и экипажей в Арктической зоне, на Севморпути - это всё-таки задача Минтранса, Морских спасательных координационных центров для этих целей они и создаются. Другое дело, как я уже сказал о том, что, может быть, стоит пойти по пути обучения экипажей ледоколов и совершенствование механизма взаимодействия сил, которые могут быть привлечены к поисково-спасательному обеспечению в высоких широтах…. Специально создавать ледокольные суда - это всё-таки для Министерства и в целом для государства - дело затратное. Кроме того, флот - это не решение проблемы. На мой взгляд, авиация более мобильна и быстра. МЧС намерено создавать в Арктике авиационную группировку из 14 воздушных судов, которые будут базироваться вблизи создаваемых нами Центров, и в случае необходимости мы будем десантировать оборудование и спасателей.
В Тикси, республика Саха (Якутия). Фото из личного архива Николая Дяблова.
- Губернатор Ненецкого автономного округа на недавней пресс-конференции озвучил планы по замене используемых в арктической зоне АН-2 и вертолётов МИ-8 на западные аналоги. Как вы оцениваете возможность замены российской арктической техники на технику зарубежного производства?
- Мы должны использовать в Арктике лучшее из того, что существует в мире. Конечно, мы в большей степени ориентированы на российскую промышленность, но порой стоит обратить внимание и на зарубежные технологии. Решения нужно принимать отдельно в каждом конкретном случае. Не говоря уже о том, что текущую политическую ситуацию также надо учитывать.
Если авиаторы говорят, что западный самолёт по своим техническим характеристикам в Арктике лучше российского, давайте посмотрим, может быть, это действительно так. Тем более что уже есть примеры успешного сотрудничества с Западом, к примеру, по линии Минобороны мы строим вертолётоносец «Мистраль».
Универсальный десантный корабль типа "Мистраль". Фото:
vz.ru - Однако санкции не только поставили под угрозу поставку французских «Мистралей», но также приостановили закупки российской армией итальянских бронемашин «Ивеко»…
- Санкции, конечно, нам вредят - мы теряем жизни, теряем время. Когда речь идёт о спасении людей, наверное, должно быть меньше политики. Мы должны нести людям добро, спасать их жизни, не обращая внимания на то, в какой стране произведён самолёт или вертолёт, который мы при этом используем.
Те технологии, которые используют в арктическом регионе Канада и Гренландия, действительно впечатляют. Я, к сожалению, не готов сказать о том, что у нас в Арктике сейчас всё самое лучше.
Вертолёт Bell 212 авиакомпании Air Greenland. Фото:
airgreenland.dk - Неужели российская промышленность не способна обеспечить нужный уровень качества для техники, которую используют за Полярным кругом?
- Наша промышленность практически не производит оборудование, предназначенное для эксплуатации в условиях низких температур и отсутствия дорог на Севере. Поступающую на Север технику, местным умельцам приходится дорабатывать на месте. Думаю, необходимо подключить науку для того, чтобы аварийно-спасательное оборудование, узлы, агрегаты, технику, в том числе и снаряжение, можно было использовать спасателям в условиях Заполярья. В дальнейшем эти наработки можно использовать и для нужд народного хозяйства - буровикам, нефтяникам, авиаторам, водителям, оленеводам, рыбакам, охотникам и т.д. Давайте повернёмся лицом к Северу. Это, конечно, интересная и в то же время сложная задача. Даже авиация не всегда может работать в суровых арктических условиях. По разным причинам: низкие температуры, дальность полета при одной заправке, навигационное оборудование… Не нужно переориентировать промышленность, нужно просто задать темп, подготовить технические задания для того, чтобы промышленность повернулась лицом и работала на Арктику, а не производило технику для средней полосы.
Снегоболотоход ГАЗ-3409 "Бобр". Фото:
commons.wikimedia.org - Николай Григорьевич, на прошедшей в мае в Москве
выставке МЧС «Комплексная безопасность» было представлено разработанное министерством арктическое обмундирование. Как вы оцениваете это ноу-хау?
- Арктическое снаряжение, в котором должны работать наши спасатели, предназначено прежде всего для активной работы: в ней должно быть комфортно, тепло, удобно. В ней можно полазить по вертолёту, под вездеходом, проехаться на снегоходе, на открытом воздухе, на неё может пролить солярку или масло при заправке техник, в ней можно разбирать завалы и копать снег…. Она должна сохранять тепло, быть удобной и многофункциональной. Те наработки, которые есть у нас, они неплохие. У меня есть идея на базе одного их наших Арктических центров создать испытательный полигон, на котором в реальных арктических условиях можно было бы испытывать технику, оборудование, экипировку. Не засовывая её в холодильную камеру, а прогнать ее в реальных условиях. Технику прогоним по болотам, по воде, в зимний, летний период и увидим, достойна ли она быть на Севере. Популярные
вездеходы «Бобр» и «Лось», например, многофункциональны, но у них ограничения по работе при низкой температуре воздуха, проходимости и преодолении водных преград, автономности, работы в летнем периоде (запрет на выезд в тундру гусеничной технике), ну и конечно, качество изготовления самой техники оставляет желать лучшего. А температурный режим в Арктике, тем временем, понижается…
Николай Дяблов на пресс-конференции врио губернатора НАО Игоря Кошина
Кроме того, на испытательном полигоне можно будет посмотреть, также как работают те же боновые заграждения при минус шестидесяти. Наука - наукой, а в реальной ситуации очень многое нужно дорабатывать.
- Учитывает ли МЧС России сценарий, согласно которому потепление в Арктике может смениться похолоданием? Учёные утверждают, что такое вполне вероятно.
- Существуют циклы потепления и похолодания. Здесь человек ничего сделать не может, он бессилен, всё зависит от матушки-природы. А природа непредсказуема: если, например, десять лет назад нас преследовали катастрофические землетрясения, то сейчас - катастрофические паводки. Мы должны быть готовы к любым рискам. Задача министерства - их минимизировать.
Говорят о глобальном потеплении, но в то же время на Севере сейчас отмечаются низкие температуры. Мы должны быть готовы и к потеплению, и к похолоданию.
- Арктический шельф манит к себе самые разные страны. С Россией в этом регионе конкурируют её соседи. Это как-то отражается на деятельности МЧС в Арктике?
- В деле спасения жизни людей нет конкуренции. Здесь должны участвовать все, у кого есть силы и средства. Безопасности мало не бывает - либо ее нет, либо уже поздно. Поэтому мы сотрудничаем со странами-членами Арктического Совета в плане взаимодействия, обмена информацией, отработки механизмов поиска и спасения. В рамках Совета Баренцева / Евроарктического региона принимаем участие в совместных учениях, подписываем двусторонние договоры. С 2009 года проводим совместные учения на территории Российской Федерации и за рубежом. В прошлом году в Норвегии проводились совместные учения «Баренц-Рескью 2013». В августе будем проводить международные учениях и конференцию в Нарьян-Маре, на которых будут отработаны авария на той же самой «Приразломной» и на береговой части. Со странами Арктического Совета разрабатываем ряд проектов по заключению соглашений о проведении международных поисково-спасательных операций в Арктике, готовности к ликвидации последствий экологического характера, например разливов нефти. МЧС России проводит учения силами и средствами федеральных органов исполнительной власти внутри РФ.
Учения Barents Resque 2013 в Норвегии. Фото:
nrk.no - Выходит, политика не мешает плодотворному сотрудничеству спасателей разных стран?
- Политические мотивы никуда не исчезают: то Швеция чем-то недовольна российской арктической политикой, то Канада, то Норвегия. Мы сотрудничаем по разным вопросам - это и малые народности и здравоохранение, развитие транспортных магистралей морских (Северный морской путь), авиационных (кроссполярные перелёты), экологические и природоохранные вопросы, туризм. Арктика - хрупкий регион, который надо беречь. С такой задачей в одиночку никому не по силам справиться, здесь надо принимать усилия всем странам, даже и тем, кто не входит в Арктическую зону.
- Николай Григорьевич, как скоро, по-вашему, Россия вернёт былое влияние в регионе?
- Михаил Ломоносов говорил когда-то, что могущество России будет прирастать Сибирью. На сегодняшний день главный российский ресурс - это Арктика. Советская власть создала сильное рыболовство, оленеводство, у нас были ледокольный флот, круглогодичная навигация, северный завоз, полярная авиация и гидрометеорологические станции - и всё это работало. А мы с начала перестройки про Арктику забыли и потеряли её на двадцать пять лет.
На экране своего смартфона Николай Дяблов показывает созданную СССР сеть полярных станций.
Для региона двадцать пять лет это много; за это время мы потеряли наше влияние в Арктике. Сейчас принято решение развивать регион. Арктика, конечно, затратна, но она окупится сторицей. Там ведь есть не только нефть и газ, но также и медь, никель, руды, много чего есть и неразведанного. Надо развивать транспортную систему, наше присутствие на Шпицбергене. Двигаться вперёд мы будем, другое дело, - какими темпами.
Не стоит забывать, что развитие не должно наносить ущерб проживающим в регионе коренным национальностям. Их осталось мало, и их нельзя отрывать от традиционных занятий. Того же оленевода-якута, ненца, долгана, нганасана, коряка… не поставишь за буровую или за рычаги вездехода: он выучится, получит образование, но всё равно уйдёт в тундру - в родное стойбище.
Возле ненецкого чума. Фото из личного архива Николя Дяблова.
- Компании, занимающиеся в российской Арктике добычей углеводородов, представляют главную угрозу экологии региона. Так ли неотвратимы катастрофы на месторождениях?
- Нефтегиганты на Ямале социальные свои обязательства выполняют. Однако рано или поздно что-нибудь, да и случится, вопрос в том, когда это произойдёт и будем ли мы готовы к происшествию. Но мы вынуждены разрабатывать шельф. Существует, конечно, и элемент риска, ведь никто в мире не застрахован от возможных аварий.
- У норвежцев тоже не безаварийная добыча…
- Совершенно верно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Аварии я не исключаю. Это не так сильно проявится - Арктика всё-таки большой регион. Нанесёт ущерб природе, конечно, но не в тех масштабах, как нам внушают. Надо исходить из жизненных реалий. Вот возьмите к примеру аварию в Мексиканском заливе….
Фото на память. Слева направо: заместитель начальника отдела Управления безопасности людей на водных объектах Евгений Глухов, руководитель "арктической" группы центрального аппарата МЧС России Николай Дяблов и я, Аркадий Рябиченко.
- И, тем не менее, как вы смотрите на будущее Арктики? С оптимизмом?
- Те люди, которые живут в Арктике, они вообще по своей природе оптимисты: живут в таких суровых условиях и не унывают. Им нужно поклониться в ноги за то, что они живут, фактически выживают при такой неадекватной для Севера зарплате. Жить и не уезжать на Большую землю - это уже героический поступок с их стороны. Они живут, работают, отказываясь от много того, что есть, как говорят северяне, на «материке». Они по-человечески добрее и с оптимизмом смотрят в будущее.
Читайте также:
-
В Нарьян-Мар с МЧС: Арктический аварийно-спасательный центр, часть вторая-
Сергей Маклаков о ледоколах, Севморпути и Арктике-
Из архива NORRSIDA: Герой России Михаил Малахов