Всё будет хорошо. Но, - потом

Sep 14, 2015 02:11



Очень удивляет то, что многие люди, даже глубоко интересующиеся вопросами общественной жизни, совершенно не понимают смысла понятия «постиндустриализм» или, более широко, «Постмодерн». И при этом пытаются что-то понять в текущем мировом кризисе.

Одни считают, что постиндустриализм, - это такая мулька, которую буржуи придумали для выноса грязных производств в бедные страны. Типа, «постиндустриализм» - это когда не будет индустрии. Что, конечно, невозможно. Другие считают, что все подобные термины вообще придумали жыдомасоны, чтобы замутить неокрепшие умы. И надо отбросить всю эту терминологическую шелуху, и молиться до полного просветления. Первым, если они всё-таки хотят разобраться, рекомендую почитать. Вторым - бросьте дурное. Лучше помолитесь.

На всеобъемлющее исследование не претендую.

История развития человеческой цивилизации условно подразделяется на периоды. Архаика - Традиция - Модерн - Постмодерн. Каждой фазе развития соответствует доминирование какой-то отрасли экономики. Заметьте: доминирование, а не исключительное существование только такой отрасли.

Архаике соответствует присваивающее хозяйство - охота и собирательство. Люди живут с того, что находят в природе. Главным ресурсом тогда были угодья, в которых водилось зверьё и росли съедобные растения. В традиционной экономике доминирует сельское хозяйство - растениеводство и животноводство. Главной ценностью здесь является плодородная земля, и власть у того, кто её контролирует. В индустриальную эпоху доминирует промышленность. Соответственно, власть у того, кто владеет капиталом. В постиндустриальную эпоху доминируют когнитивные технологии, поэтому господствует тот, кто может эффективно управлять смыслами и интеллектуальными структурами.

Поскольку когнитивная (она же постиндустриальная) фаза развития только начинается, кое-кто пока ещё не верит в её существование. Пока руками не потрогали.

Но, посмотрите: в архаичную эпоху уже существовали изобретения. Кто-то придумал колесо, лук, обжиг глины, сверление камня. Значит, можно сказать, что зачатки когнитивных технологий уже существовали. Но они никоим образом не были определяющими. Конечно, племя, обладающее луками, могло победить племя, ими не обладающее. Но это не значит, что изобретатель лука (или укравший его у других) был самым главным и уважаемым человеком, может быть даже вождём. Он точно не мог всю жизнь заниматься разработкой новых моделей луков, и получать за это содержание от племени.

В традиционную эпоху сельское хозяйство полностью не вытеснило предыдущий уклад. Охота, рыбалка и собирательство оставались важным подспорьем. Но при этом появились ростки нового, - капитализма. Появилось товарное производство, то есть производство не для себя, а на продажу. Соответственно, появились деньги. В Риме существовало множество мануфактур, на которых работали не только рабы, но и свободные люди, которым платили серебром. В традиционную эпоху зародились города, между ними шла торговля. В городах сельхозпроизводители меняли сельхозпродукты на товары ремесленников, а города обменивались такими товарами между собой. Это - зачатки капитализма, но прошло ещё много веков, пока мир вступил в индустриальную эпоху.

Но сельское хозяйство в индустриальную эпоху не исчезло! Более того, благодаря достижениям индустрии, оно стало во много раз эффективнее. Но, при этом, сохранились и признаки присваивающего хозяйства. Рыболовный промысел, добыча пушнины. Объявления о покупке дикорастущих грибов и ягод видели? То есть, в индустриальной эпохе, в которой ментально находится большинство населения России, и общественная структура которой до сих пор сохраняется, существуют сектора экономики, характерные для двух предыдущих эпох, и зачатки новой эпохи - когнитивной.

Наступление постиндустриальной (когнитивной) стадии развития человеческой цивилизации не означает, что индустрия должна умереть. Она не только останется, но и колоссально разовьётся благодаря достижениям когнитивной сферы. Как и было с сельским хозяйством в индустриальную эпоху. Но промышленность уже не будет центром внимания людей, и контроль над капиталом уже не будет главным фактором власти.

Здесь можно сделать сравнение прогресса с лестницей, по которой поднимается человечество. Каждая эпоха - ступенька. Человечество завершило создание ступеньки, и встало на неё, чтобы заняться созданием следующей. Сейчас мы стоим на третьей ступеньке (индустриальной) и создаём следующую (постиндустриальную). Это не значит, что о предыдущих ступеньках надо забыть, их надо ремонтировать и красить. Но они теперь - всего лишь инфраструктура.

Зачем же развитые страны уничтожают свою промышленность, и переносят производство в условный Китай? Потому, что в постиндустриальную эпоху многие производства не понадобятся. К примеру, на одном российском заводе появился импортный станок, который за 48 часов в автоматическом режиме выпускает столько продукции, сколько ранее весь завод выпускал за год. Если на рынке наблюдается дефицит такой продукции - хорошо. А если нет? Куда деваться людям?

Или вспомните про то, как исчезли чёрные грампластинки. Когда появились лазерные диски и проигрыватели для них, производители техники договорились о 10-летнем моратории на выпуск в открытую продажу пишущих CD-приводов. Они продавались только студиям звукозаписи, и только через 10 лет, когда производство грампластинок было свёрнуто, поступили в магазины. Если бы их выпустили в продажу сразу, мгновенный обвал отрасли по производству грампластинок привёл бы к нежелательным социально-экономическим последствиям.

Многие говорят, что не надо разрушать старый дом, пока не построишь новый. К сожалению, эта деревенская метафора здесь не работает. Нельзя сравнить всю экономику страны с домом. Если человек может строить новый дом, и как-то содержать рядом стоящий старый, в котором живёт, то для экономики страны в целом это невозможно. Дело не в том, где разместить новые производства и КБ. Место найдётся. Дело в том, что люди те же, и других нет. Нужно обучить кадры для новой экономики. А тех, кому в ней места не останется по каким-то причинам, надо пересадить на новые источники дохода, пусть и архаично выглядящие.

Это не единственная причина, по которой начальная фаза постиндустриальной эпохи нам, индустриальным людям, кажется ужасным ужасом. Любая смена эпох - ужасный ужас.

Представьте себе крепостного крестьянина в России хотя бы конца XVIII века. Крестьянин живёт в циклической жизни, в которой ничего не меняется. Время идёт по кругу. Никакого «будущего» и «прошлого» в нашем понимании для него не существует. Даже, называя внука именем умершего деда, люди верят, что это снова родился тот же человек, хотя это и не христианская концепция. Каждое воскресенье крестьянин идёт в церковь, и отчитывается перед Богом о том, что прожил ещё одну неделю по Его заветам. Крестьянин отдаёт результаты своего труда барину не потому, что тот - владелец земли. Нет, земля - божья. Крестьянин платит барину для того, чтобы барин мог служить царю, а царь - Богу. Вот такая стройная картина мира. Теперь попробуйте объяснить крестьянину о том, что такое «индустриализм». Сложновато будет. Даже грамотному барину, возможно, объяснить ничего не получится. А ведь всего через век крестьянин окажется в тесном бараке в городе. Будет работать на заводе, принадлежащем какому-то инородцу неблагородного происхождения, явно не служащему царю. Будет пить водку от стресса в неимоверных количествах. Ну что я тут объясняю? Читайте «Мать» Горького. Да и барину придётся несладко. Поддерживать привычную жизнь будет всё труднее, и он не заметит, как постепенно влезет в долги и лишится имения. Без гроша переедет в город, где всем заправляют какие-то неблагородные купчишки. Ужас-ужас!

Расцвет индустриальной эпохи наступил только после II Мировой войны. У нас он был коротеньким - около 30 лет. Самым длинным он оказался в США, немного короче - в Европе. У американцев и европейцев этот период только сейчас заканчивается, и они въезжают в свой ужасный ужас. Когда-то наступит и расцвет постиндустриализма. Возможно, кто-то из нас до него доживёт.

Вопрос в том, какая версия постиндустриализма победит.

В индустриальную эпоху соревновались три идеологии. Консерватизм, либерализм и социализм. Все остальные идеологии - только перепевки на их тему. Схема идеологий простая. Они подразделяются по отношению к происходящим в мире переменам. Консерватизм не приемлет перемены, сопротивляется им, и допускает лишь те изменения, которые уже неизбежны. Либерализм и социализм - за перемены. Они разделяются по принципу «индивидуализм - коллективизм». По результатам индустриальной эпохи победил либерализм. Консерваторов победили военным путём в 1945-м и загнали под лавку. Социализм победили более изощрёнными методами к 1991 году. Поэтому мы сейчас живём в начальной фазе не какого-то постиндустриализма вообще, а именно либерального. Однако, в кризисные времена, когда победителю станет нелегко, у консерваторов и социалистов появляется шанс на реванш.

Мы привыкли называть «постиндустриализмом» именно либеральный вариант постиндустриализма, в начальной фазе которого живём. Значит, для других вариантов постиндустриализма, реализация которых остаётся возможной, можно придумать другие названия. Не знаю как у консерваторов, а у коммунистов уже есть такой термин. Кургинян придумал называть красный вариант Постмодерна Сверхмодерном. С пропагандистской точки зрения это правильно, - надо давать понятиям свои имена, а не зависеть от чужой терминологии. Но при этом надо чётко понимать, что это просто другой вариант того, что идёт после Модерна.

О том, как приблизительно в моём понимании выглядит Коммунизм-Сверхмодерн, я писал здесь: http://skald-ragnar.livejournal.com/16055.html

Либеральный вариант постиндустриализма, который сейчас реализуется, примерно описан в пророчествах Рэймонда Курцвейла. Это - трансгуманизм. Люди должны потерять свои бренные тела, и стать бессмертными файлами во всемирном компьютере. Таким образом, человечество станет чем-то принципиально новым, но человек как биологический вид - исчезнет.

Предложение консерваторов - новое издание архаики. Мир распадается на новые языческие племена. По мнению консерваторов, благодаря уже имеющимся достижениям науки, такая футуроархаика должна быть вполне приемлемым выходом из текущего кризиса. В этом случае люди сохранятся, но понятие «человечество» станет пустым звуком. Язычникам оно не нужно.

Какова вероятность реализации каждого варианта - не знаю. Я ставлю на Коммунизм. А вы?

Постмодерн, кризис, постиндустриализм

Previous post Next post
Up