Российская демократическая общественность тяжело переживает тяжёлую утрату - объявленные правительством России ограничения на ввоз продовольствия из стран, поддержавших антироссийские санкции. Креативный класс с трудом представляет себе жизнь без камамбера, моцареллы, маскарпоне и прочего хамона. Патриоты по этому поводу смеются и ёрничают. Цирк.
Не плачьте, дорогие. Любимые продукты найдут себе дорогу к столу российского правозащитника. Помогут дырки в таможенной границе, обеспеченные большими друзьями россиян из Белоруссии и Казахстана. В магазинах уже обнаружены белорусские креветки и цитрусовые. Белорусских бананов пока нет. Да и прямо в Европе переклеить этикетки на ящиках несложно. И банальную контрабанду никто не отменял.
Конечно, вся эта конспирация несколько поднимет цены, но всё равно никто не пойдёт умирать на баррикадах из-за подорожания камамбера. Вроде бы и пустячная тема, но она наталкивает на некоторые философские рассуждения. О смысле жизни.
Почему некоторые люди приняли данную ситуацию так близко к сердцу? Только ли потому, что не хотят упускать возможность ещё раз пнуть ненавистную «этустрану»? Нет, всё сложнее.
Для чего Вы живёте? В чём смысл жизни? Сложный вопрос, да?
Как сказал поэт Григорий Остер: «Главным делом Вашей жизни может стать любой пустяк, надо просто твёрдо верить, что важнее дела нет». Очень точно сказано. Смысл жизни человек может выбрать себе любой. Но только при условии серьёзности выбора. Если что-то в душе будет подсказывать, что это - ерунда, ничего не получится.
В традиционном обществе вся жизнь человека была посвящена богу (богам). Люди жили ради бога. Вся иерархия в обществе тоже шла от бога, то есть, служение своему господину было тоже как бы продолжением служения богу.
Как богу, можно служить великой мечте. Например - идее коммунизма как рая на Земле. Некоторые люди выбрали себе смыслом жизни познание мира. Это - учёные и путешественники. Люди искусства выбрали смыслом жизни творчество. Творчество и познание мира - самые интересные вещи на свете.
Но капитализму в наше время от людей нужно лишь одно - чтобы они покупали, покупали и покупали. Поэтому буржуазное общество всей мощью своей пропаганды навязывает людям только один смысл жизни - потребление. Вся смысловая сфера капиталистического общества с рождения приучает человека к мысли, что единственный смысл жизни - это избегание страданий и умножение удовольствий. Для чего, разумеется, нужны всяческие товары и услуги, покупаемые за деньги.
Человек, впитавший в себя эту идею, не может себе представить никакого другого смысла жизни. Но как тогда объяснить, к примеру, подвиги Матросова и Гастелло? А можно подумать, что Леонардо да Винчи написал «Джоконду» только ради денег? Эйнштейн, наверное, разрабатывал теорию относительности в предвкушении того, как он будет тратить Нобелевскую премию? А академик Курчатов работал только ради служебной дачи и персонального автомобиля?
«Хомо-потреблятикус» об этом не думает. Он думает только о том, как заработать денег на свои хотелки, которые ему недавно подсказал телевизор. Таким образом, деньги в современном обществе становятся главным регулятором общественных отношений, а власть того, кто контролирует печатный станок, становится всё более и более тотальной.
Вот и наши люди за два с лишним десятка лет «подсели» на этот смысл. Не все? Не обольщайтесь - большинство. Взгляните на поздравительные открытки в магазине - там сплошь изображения долларов, золота и прочих символов «потреблятства».
Почему же страдальцев по камамберу - меньшинство, а большинство над ними насмехается? Просто потому, что мы живём в бедных странах. Большинство населения у нас не дошли до стадии «умножения удовольствий», а застряли на «уменьшении страданий». Пока люди заняты мыслью о том, где раздобыть денег на самое насущное, им не до маскарпоне. Когда же такой человек разбогатеет и перейдёт в разряд «умножающих удовольствия», он возжаждет того, о чём сегодня рыдает зажиточная столичная демократическая общественность.
Данный психологический эффект объясняет парадоксальную на первый взгляд ситуацию, когда богатые люди ругают власть, а бедные, казалось бы имеющие больше права на оппозиционность, власть поддерживают.