Куда катится наш мир? Если пораскинуть мозгами, можно понять куда. Нарастание бардака во всём мире означает, что приближается фазовый переход - смена мироустройства. Если хотите - пресловутый «новый мировой порядок». Схема «богатые страны - бедные страны» изжила себя, и на смену ей идёт схема «мировой город - мировая деревня».
Технический прогресс привёл к тому, что для общественного производства уже сейчас достаточно около 15% населения, и эта цифра постоянно снижается. Власть больше не хочет кормить «от пуза» миллионы бездельников, которым посчастливилось родиться в богатых странах, и она меняет отношения «государство - гражданин», на отношения «наниматель - работник». Власть уходит из государства в крупные корпорации. А кто корпорациям не нужен, - тех в деревню-с. В мировую. Простирающуюся по всему миру зону бедности, посреди которой, как средневековые замки, высятся анклавы корпораций.
Нет, пока эти «деревенские» ещё нужны.
В качестве потребителей. Но постепенно, с развитием гибких роботизированных производств, зависимость цены товара от тиража будет снижаться, и потребность в большом числе потребителей станет неактуальной. Что с этими людьми тогда делать? Ясно что - сокращать! Пусть вымирают. Фашисты и примкнувшие к ним неолибералы помогут в сокращении населения. Они в этом эксперты, и у них давно уже руки чешутся «посокращать» кого-нибудь в товарных количествах. Механизм сокращения я описал здесь:
http://skald-ragnar.livejournal.com/3840.html Минуточку, господа фашисты! Если посмотреть на фазовый переход взглядом, не замутнённым человеконенавистническими идеологиями, можно понять, что проблема «лишних людей» состоит не в количестве, а в качестве! Людей нужно много, очень много. Вопрос только каких.
Ещё в 1964 году польский фантаст и футуролог Станислав Лем в своей знаменитой книге «Сумма технологии» писал: «Поскольку наука - это добывание информации, о темпе её развития довольно точно говорит количество выпускаемых специальных журналов. Начиная с XVII века оно возрастает экспоненциально. Каждые 15 лет число научных журналов удваивается … Развитие науки, характеризуемое возрастанием числа научных публикаций, является единственным известным нам процессом, который в течение 300 лет не изменяет своего поразительного темпа … Сейчас выпускается около 100 000 научных журналов. Если темп прироста не изменится, в 2000 году их будет выходить миллион.
Количество учёных также растёт экспоненциально.
Рассчитано, что даже если бы все университеты и институты США начали с данного момента выпускать только физиков, то к концу следующего столетия не хватило бы людей … Таким образом, если нынешний темп научного роста сохранится, то через какие-нибудь 50 лет каждый житель Земли будет учёным».
Напоминаю, что «какие-нибудь 50 лет» стукнуло как раз сегодня, в 2014 году! «Следующего столетия» прошло уже 14 лет, а миллиона научных журналов что-то не видно. Прогресс виден только в микроэлектронике, да и там в последние годы успехов немного. А в других областях - вообще тёмный лес. Автопроизводители называют «прогрессом» новый дизайн фар. СМИ радуют обывателя фотографиями суперсовременных танков-самолётов-вертолётов, спроектированных в лучшем случае в 1970-е, а баллистические ракеты начинают представлять опасность скорее для своего обслуживающего персонала, чем для противника. Наука затормозилась.
Конечно, прогресс вычислительной техники в значительной степени освободил учёных от монотонных операций. Но творческий процесс всё равно нельзя автоматизировать. Во всяком случае, до появления полноценного искусственного интеллекта.
Посмотрите на схему. Знания человечества можно отобразить в виде островка в океане непознанного. Это - область знания. Если изобразить её в виде круга, то внутренняя сторона окружности будет границей знания, а наружная - границей незнания. Представьте, что по кругу на границе знания лицом наружу стоят учёные, исследователи. В процессе своей работы они наступают на границу непознанного, и круг увеличивается. Чем больше человечество знает, тем больше оно знает о том, что чего-то не знает. «Я знаю, что я ничего не знаю» - сказал Сократ. Это он себе льстил!
Чем больше становится круг знаний человечества, тем реже становится цепочка учёных. Участки между ними оголяются, их должны занимать новые исследователи. И так должно быть всегда. Чем больше знает человечество, тем больше исследователей ему требуется.
Читаем Лема дальше: «Учёные … смотрят на будущее с беспокойством. Ибо они предвидят положение, когда нужно будет решать, какие исследования требуется продолжить, а какие необходимо прекратить … независимо от того, кто будет решать, решение может оказаться ошибочным. Вся история науки показывает, что великие технологические скачки начинаются с открытий, сделанных в ходе «чистых» исследований, которые не имели ввиду никаких практических целей».
И где же нынче эти «чистые» исследования? Ау-у-у! Ваша работа не сможет повысить яркость дисплея нашего смартфона на 0,3%? Тогда идите куда подальше! Фундаментальная наука нынче переживает тяжёлые времена, несмотря на запуск адронного коллайдера. Ошибочное или продиктованное рынком решение об остановке каких-либо исследований в итоге приведёт к остановке прогресса в тех областях, на которых ещё ведётся «проходка». Представьте как редеющая цепочка учёных начинает вместо правильного круга прогрызать индивидуальные «штреки» в неизведанном, и в конце концов они сдаются, оставшись без поддержки справа и слева.
Вот зачем нам нужны люди! В каждом человеке нужно пробудить жажду к познанию, к творчеству. Это возможно. Правда, не так сразу. Со взрослыми, в которых это не пробудили, уже ничего не сделаешь. Что поделаешь, неквалифицированной работы пока ещё хватает. Творческие натуры её делать не смогут. Но детей можно сделать исследователями. Они такими поначалу и являются, не нужно только в них это душить!
Людей нельзя «сокращать». Им нужно дать возможность жить. Пусть люди которым не посчастливилось стать исследователями, вымрут постепенно сами, без всякого насилия. А из их детей сделаем творцов. Постепенно, конечно, не сразу. Будем проводить отбор. Поначалу «пустой породы» будет много. Многие предпочтут жизнь бездельника. Для них будут создаваться какие-либо религиозные общины, или общины по интересам. К примеру, поселение любителей ловли и коллекционирования бабочек.
Если пропаганда ценности знаний будет поставлена правильно, со временем всё больше и больше детей будут интересоваться образованием и наукой. И через несколько десятилетий настанет «полдень» человечества.
Некоторое время назад в нашей патриотической прессе прошли гневные статьи об экспериментальных школах в Норвегии. Фактически, это не школа, а продолжение детского сада. Помещения сделаны так, чтобы в них отсутствовал смысловой центр (как место у доски в классе). Игрушки и учебные пособия валяются повсюду. Время от времени к детям приходит учитель и пытается их завлечь чем-нибудь типа «не хотите ли поучиться?». Если не хотят - не надо. Никакого принуждения. Играйте дальше. Это - школа? Конечно безобразие! Так ничему не научишь! Зачем обществу эти неучи?
А если посмотреть по-другому? Эта школа - механизм выявления детей, которые хотят учиться. Они, может и не сразу, но через некоторое время устанут от игр, и откликнутся на предложение учителя. Потом их переведут в нормальную школу. А остальные пусть играются хоть до конца жизни. Экономика их выдержит! Нельзя никого «сокращать». Каждый человек может для чего-нибудь пригодиться человечеству. Может, он просто родит гения?