Повесть Йэна М. Бэнкса из цикла "Культура", четвертая по списку.
1977 год. Холодная война между сверхдержавами и свора диктаторов-людоедов в третьем мире. На орбиту Земли прибывает корабль Контакта (дипслужба) Культуры. Тщательно замаскированный, скидывает вниз толпу загримированных под аборигенов исследователей, похожих больше на туристов, и роботов различного размера. Последние обшаривают всю планету сверху донизу, оказывая особое внимание секретным архивам. А сам корабль висит наверху и размышляет на тему - а не поплохеет ли этим созданиям, если они узнают про инопланетян и не оставить ли их лучше в качестве контрольного опыта. Стоит напомнить, корабли в Культуре тоже разумные и этой операцией руководит также корабль.
Рассказ ведет одна из туристок-контактерш, точнее пишет докладную своему бывшему начальству по поводу одного эпизода. Дело в том, что один из инопланетян решил остаться на Земле. Заставил корабль переделать себя максимально близко к человеку и уверовал в спасителя. Вот встречи с ним и сравнение двух цивилизаций во время бесед, она и описывает. Одно из достижений Культуры, как оно описывается персонажами - это "изъятия зла без удаления добра, боли без вреда для удовольствия, страдания без ущерба для наслаждения…" невозможность совершить фатальную ошибку. Тот, который решил остаться, протестует против того, что это так уж хорошо, и что Земляне, которым это недоступно, живут настоящей жизнью.
Разные мелкие детали, которыми любит развлечь или впечатлить (не хочу писать - шокирует, того, кто читает его постоянно, этим не проймешь) автор, вроде красного Вольво в качестве космического челнока, или пира, устроенного одним из пришельцев на корабле, с блюдами приготовленными из различных диктаторов. Из клонированного, конечно, но все же.