Переборол таки свою лень и отцифровал девятый номер за этот год. А пока собирался дочитал еще один номер из старых.
Общее впечатление о номере какое-то не очень цельное. Обзорной статьи, подсказывающей, что же нам хотела сказать редакция, нет. А общее ощущение о произведениях, что-то вроде - "о душе бы подумал", тут и чувствующие роботы и инопланетяне, и жизнь после смерти с разных точек зрения.
Первый рассказ из этого, правда, несколько выбивается.
Уилл Макинтош "Шар "Синяя полночь" Про детские желания и про сюрпризы при их исполнении.
Однажды, давным давно, на земле появились шары, из них можно составить амулет и "впитать" его, и получить вместе с симбионтами какое нибудь полезное качество. Но с тех пор шары стали редкостью, за их находку стали платить хорошие деньги, и амулеты стали доступны только зажиточным гражданам.
Пацан растущий у матери-одиночки рассуждает о несправедливости мира и тоже мечтает найти шар. Однажды ему таки везет. Шар оказывается редчайшим, и ему делают предложение от которого он решает не отказываться. А вот свойство шара и концовка рассказа оказываются несколько нетривиальными.
Заметил, кстати, в журнале довольно часто появляются произведения антикопирастической направленности. Это намек на концовку и свойство шара. ;)
Пол Карлсон "Место для стрелка" Это то, которое рядом с водителем.
Старый водила и его новая напарница-стажерка едут на фирму, собирающуюся выкинуть на рынок роботов-андроидов, в том числе и в качестве водителей. Дальше идет нудноватый рассказ старого о карьере его бывшей напарницы в робототехнической отрасли, о том как везде повнедряли роботов и как они, роботы-шоферюги, устроили довольно специфическое "восстание".
Не шедевр, но хохма о защите рабочих мест понравилась.
Майк Резник "Предмет веры" О роботах и религии.
Новый робот-уборщик в церкви наслушался проповедей и уверовал, но чем дальше он пытался совместить это со своей природой, тем меньше это нравилось прихожанам.
Рассказ не длинный и в чем-то даже архаичный. Неужто за два года это все стало общим местом.
Тони Баллантайн "Операционная система "Аристотель" Разбирающимся в оттенках философских систем оно может и понятнее было бы при чем тут Платон с Аристотелем.
Брат-компьютерщик накатил главгеру на комп новую ось. Старые-то, как он сказал, - винда, линух, макось работают на платоновском принципе - отражают тени реальности. А новая на аристотелевом - считает все входящее реальным, и делает выводы. И вот персонажи разглядывают картины своей несостоявшейся жизни, рисуемые им компьютером.
Очередная история из серии "а если бы..." чуть под другим философско-технологическим соусом.
Владимир Покровский "Таблицы Роршаха" Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке пофиг.
Мужик на Марсе воду возит между станциями, нашей и американской. Вообще-то он ученый, но с его наукой там что-то не срослось, а воды на одной станции, из за косяка геологов, вообще нет, а на другой, из за косяка тех кто за системы водоочистки отвечал, есть, но не того качества. Вот он её и возит каждый день. А по дороге встречаются ему песчаные вихри, которые ведут себя как разумные, общественные и семейные, общаются телепатически. Про них на Марсе много слышали, мало кто видел, а разные спецслужбисты под прикрытием никак не могут решить, на кого оформлять контакт. Или может ну их нафиг - сказать, что ничего не было, а поляну зачистить.
Чота тот службист, который в рассказе за главного плохого, ни разу даже корочками не махнул, все исключительно осведомленность демонстрировал.
Владимир Михайлов "Про любовь" Короткая прощальная притча мастера.
Про загробную жизнь. Она есть. Каждый оказывается там в возрасте и памятью того дня, когда был наиболее счастлив. И вот семейная пара ушла туда в разное время. Встретятся ли, узнают ли?
Пусть и он там будет счастлив.
Еще отдельно рассказ победитель конкурса "Альтернативная реальность", журнального самотека, другими словами.
Юрий Гузенко "Возвращение" Кого, куда?
Участковому из сибирской глухомани в последний день перед отпуском поручают отвезти в некое учреждение девчонку, у которой родители попропадали. У девчонки явные парапсихологические способности, ехать с кем попало не хочет, не доверяет и сбегает. По дороге им пришлось отбиваться от каких-то то ли потусторонних, то ли параллельных. После того, как отбились, заехали на отлежку к какой-то тетке, и она путано разъяснила расклад. У параллельных, дескать есть свои державные интересы, а девчонка для них ну очень большой интерес представляет. Вот я и не понял, мелкая вроде местная, а свезли на работу к чужим, при чем тут возвращение?
И еще одна довольно большая повесть
Джин Вулф "Вспомни" Про поминовение усопших, не всегда добровольное.
После того как межпланетные полеты сильно подешевели, любой зажиточный товарищ может прикупить летающую дачу и отправиться куда подальше с этого глобуса. Поскольку, не считая золотой молодежи, такие деньги у буржуев появляются поближе к старости, то от многих в популярных местах системы остаются многочисленные гробницы с разными закидонами. Некоторые религии и секты требуют, чтобы покойника сопровождали и служили в загробном мире, некотором, чтобы поминали и ухаживали живые. Вот и стараются удержать посетителей, дабы те служили покойнику после смерти, уж как религия предписывает - живым или необязательно. Некоторые просто ставят ИскИны с голограммами просто поболтать.
Независимый продюсер делает документальный фильм по таким гробницам в системе Юпитера. К нему прилетает его подруга - телезвезда, с которой он договорился, что она будет ведущей в его фильме. Подруга прихватывает с Земли свою подругу с бланшем под глазом и в состоянии второго развода, по ходу выясняется, что дело таки "не в браке, а в морде", и первый брак у нее был с главным героем, она просто с тех пор ф.и.о. поменяла. А спустя время поблизости появляется её нынешний, который активно "борется за сохранение брака", и "просто хочет поговорить". Нуивот, весь этот квартет вваливается к очередному покойнику.
Не очень веселая история, как и большинство у Вулфа, но очень хорошо рассказанная с качественным саспенсом.
Обзорной статьи, посвященной тому или иному направлению фантастики, как уже сказал в номере не было, как и большой биографической. Зато есть статья Ярослава Верова и Игоря Минакова о ценности и необходимости Фантастического Допущения aka Идеи в произведении которое претендует на звание фантастики. С основными мыслями оттуда я в общем согласен, единственно скомканная мысль по поводу бэушных идей. Толи без совсем новых идей - это совсем не фантастика, то ли еще какое-то условие для этого требуется.