В новом
исследовании, опубликованном в Science Robotics, описано создание роботизированной руки, понимающей свою физическую форму - то есть, имеющую простейший вариант самосознания. Тем не менее, это очень важный этап развития робототехники.
Смогут ли роботы когда-нибудь по-настоящему осознать себя? Учёные движутся в этом направленииНе существует чёткого научного объяснения составляющих человеческого самосознания. Исследования в области нейробиологии говорят, что сети коры головного мозга в её областях, отвечающих за моторику и в
теменной области мозга, активируются во многих случаях, совсем не связанных с движением. К примеру, у человека, услышавшего такие слова, как «взять» или «ударить», активируются моторные области мозга. Как и при наблюдении за действиями другого человека.
На этом основании возникла гипотеза о том, что мы воспринимаем действия других людей так, будто действуем сами - это явление учёные называют «симуляцией воплощения» [
embodied simulation]. Иначе говоря, мы используем наши собственные возможности по совершению действий при помощи нашего тела, чтобы придать смысл действиям или целям других. Процессом симуляции управляет умственная модель тела или самого себя. Именно это исследователи пытаются воспроизвести в машинах.
...
Интересно, что это исследование также может помочь нам больше узнать о человеческом самосознании. Нам известно, что роботы способны адаптировать свою физическую модель, когда мы меняем конфигурацию их тела. Это можно представлять и по-другому, как ситуацию, сходную с использованием животными инструментов, когда внешние объекты сочетаются с телом.
По изображениям мозга видно, что нейроны обезьян, активизирующиеся во время хватания,
также активизируются, когда они берут объекты при помощи щипцов, как будто щипцы становятся их пальцами. Инструмент становится частью тела, и ощущение самого себя изменяется. Это похоже на то, как мы отождествляем себя с аватаром на экране во время видеоигр.
Интригующая идея, предложенная японским нейробиологом
Ацуши Ирики, состоит в том, что возможность дополнять своё тело внешними объектами, и способность воспринимать другие тела, как инструменты, являются
двумя сторонами одной медали. Интересно, что для этого размытого различия требуется появление виртуальной концепции «себя», которая удерживает вместе субъекта/личность и объекты/инструменты. Поэтому то, как мы подстраиваем себя, добавляя или удаляя инструменты, может помочь нам понять то, как работает «я».