В материале об описании нового вида Homo на Филиппинах вставили несколько строк о том, как он туда мог добраться.
Находка важна не только сама по себе, но и тем, что она значительно расширяет наши представления о возможности архаичных и ныне вымерших видов рода Homo. Дело в том, что остров Лусон, на котором расположена пещера Кальяо, давно был отделен от континентальной суши. Даже во времена оледенений, когда уровень моря заметно опускался, он оставался изолированным от материковой Азии. То есть предки человека лусонского, по всей видимости, попали туда совсем не пешком.
Преодоление морских проливов сильно отличается от форсирования даже самой большой реки. Группа исследователей во главе с Робертом Беднариком (Robert Bednarik) еще при попытке преодолеть пролив, отделяющий Флорес от остальной Индонезии, выяснила, что это
крайне сложно сделать даже на плоту, который построен, исходя из современных знаний: течение в узких проливах этой части мира быстро сносит весельные плоты. У группы Беднарика получилось только с третьей попытки и только с заменой одного из гребцов, потерявшего сознание от перенапряжения прямо в открытом море.
Wikimedia Commons
При этом, скорее всего, предки человека лусонского высадились на этом острове очень и очень давно. В 2018 году на Лусоне
нашли каменные орудия и кости носорога, из которых этими орудиями извлекали костный мозг. Человеческих костей рядом археологи не нашли, однако, судя по возрасту, эти орудия скорее всего использовали представители Homo erectus. Предположительно, тогда же, около 0,7-0,8 миллиона лет назад, они заселили и Флорес, находящийся не так уж и далеко от Лусона.
Как предполагают современные антропологи, в островных условиях эректусы сильно измельчали, дав начало новым видам. В целом такие процессы типичны для зоны жаркого экваториального климата: пигмеи экваториальной Африки относятся к тому же виду, что и мы, но по росту близки к человеку лусонскому (1,2 метра) и к флоресскому (чуть ниже лусонского). И это при том, что они изолированы от остальных людей на порядок меньше по времени, чем были изолированы на островах предки человека лусонского или флоресского.
Следует отметить, что эректусов заподозрили в морской колонизации не только в Азии, но и в Европе. В 2010 году на Крите
обнаружили ашельские орудия возрастом от 130 000 до 700 000 лет. Костей, правда, рядом не найдено, но
ашельская культура чаще всего ассоциируется с эректусами. Крит и в эпоху самых сильных оледенений был островом. Таким образом, его колонизация также требовала преодоления морского пролива. Скорее всего, это было совсем нелегким делом: группа все того же Роберта Беднарика не смогла пересечь пролив без использования паруса (весельный плот слишком сносило) и это заняло у нее пару суток. То есть эректусы, вероятно, должны были ориентироваться в море еще и ночью. Обычно их считают относительно примитивным видом, но и парус, и морская навигация - черты весьма продвинутых технологий.
Новый азиатский Homo