Еще о Theory of mind

Mar 31, 2017 23:20

Две статьи в ленте, посвященных новым исследованиям возникновения и развития модели психического (aka теория ума, Theory of mind) у детей. Другими словами способности понимать смысл действий и картины мира другого человека. Несколько лет назад попадалось на глаза описание опытов с шестимесячными детьми, которое показало, что в каком-то виде модель психического у них присутствует.

Учёные анализировали активность младенческого мозга и наблюдали за изменениями работы его моторной коры - то есть участков мозга, контролирующих движения. Таким образом им удалось понять, чего ждёт младенец от человека на экране: что тот останется неподвижным или что тот потянется к коробке с мячом.
Но тут есть нюанс, активность какого-то участка мозга не есть осознание этой активности.

Именно проблемы с моделью психического в довольно позднем возрасте являются одной из характерных примет расстройств аутического спектра.

Однако способность представлять себя на месте другого появляется у нас не сразу. Если маленький ребенок смотрит какую-нибудь сценку, в которой некий персонаж, например, оставляет конфету на столе и уходит из комнаты, а вернувшись, не может ее найти, потому что приходила мама и убрала конфету в ящик - так вот, по поводу происходящего маленькие дети впадают в недоумение.


Они не понимают, почему тот, кто вернулся, ищет конфету не там, куда ее перепрятали, а ищет ее на старом месте. Им кажется, что если они видели, как мама прячет конфету, то и все вокруг должны про это знать, и герой сценки в том числе; их не смущает, что персонаж отсутствовал и просто не видел, что происходило в комнате. И лишь с четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать, что их опыт и чужой опыт могут отличаться.

Очевидно, между тремя годами и четырьмя в мозге происходит что-то, что дает человеку умение понимать чужое психическое состояние (в англоязычной литературе для такого умения есть компактный термин - «Theory of Mind», то есть «теория разума»). Исследователям из Института человеческого мозга и сознания Общества Макса Планка удалось показать, с какой именно мозговой структурой связана наша способность «теоретизировать» насчет чужой психики.

Оказалось, что между тремя и четырьмя годами у нас активно созревают так называемые дугообразные волокна мозга, которые входят в систему проводящих пучков белого вещества. Эти пучки представляют собой крупные «связки» длинных нейронных отростков, соединяющих различные области мозга; их можно сравнить с компьютерной шиной - широким информационным каналом, по которому передаются большие массивы данных.

Дугообразный пучок соединяет две области коры: височную долю, которая активируется, когда мы думаем о других людях, и лобные доли, которые работают, когда мы в своих размышлениях стараемся абстрагироваться от той или иной конкретики и посмотреть на окружающий мир со стороны. Чтобы размышления о других людях и умение посмотреть на мир со стороны соединились, нужен дугообразный пучок белого вещества, и, как только он развивается в должной степени, ребенок начинает понимать, что другой человек может думать, знать и чувствовать иначе, чем он сам.
Как наш мозг понимает других

В новой работе нейробиологи обнаружили, какие именно изменения в мозге стоят за этим прорывом в ощущении мира. В новом исследовании принимали участие 43 ребенка в возрасте трех и четырех лет, которым делали диффузную МРТ и которых подвергали тестам на распознавание чужих ложных убеждений. Ранние исследования, полученные после магнитно-резонансной томографии, показали, что во взрослом возрасте за понимание размышлений других людей ответственны сложные взаимодействия целого ряда структур мозга. Эти структуры расположены в задней части височной доли, которая поддерживает мышление взрослых о мыслях других людей, и в лобной доле, которая участвует в абстрактном мышлении. Именно синхронное взаимодействие структур этих двух областей помогает человеку понять, как думают другие люди.

Используя диффузную томографию, ученые обнаружили, что в раннем детстве эти две области мозга не связаны между собой. И лишь к четырем годам происходит формирование связи между ними, когда окончательно созревают особые дугообразные пучки нервных волокон, которые служат своеобразным соединительным мостиком. Поэтому именно к этому возрасту дети приобретают такой важный социальный навык, как умение представлять, что может думать другой человек.
Ученые объяснили, почему дети начинают признавать чужую субъективность

Ну, или не происходит. Аутизм и прочие расстройства в спектре - это расстройства развития, они формируются все время пока идет развитие мозга, а не только в пренатальный период. Так что если найдется какой-то способ упрвлять этим развитием на клеточном уровне, то в случае ранней диагностики большую часть симптомов можно будет убирать. На сформировавшиеся мозги, к сожалению, в этом смысле воздействовать бесполезно.

мозг, аутический спектр, мысли

Previous post Next post
Up