Амалия и Золотой век

Feb 27, 2017 21:49

Мастер Чэнь "Амалия и Золотой век"




Двух шпионов засылают в Манилу, столицу будущих независимых Филиппин, и не дают задания: прерывается связь.Единственная информация, которой оба владеют: какая-то новая политика Токио в отношении этой американской колонии, которая вот-вот должна получить независимость. Агенты британской разведки не знают, что этой «новой политикой» буквально через несколько лет будет большая война, а сейчас они только прощаются с 1935-м и вступают в 1936-й и думают, что от них многое зависит.«Амалия и Золотой век» - третья книга о британской шпионке, родившейся в колониальный век в Малайе. Это роман, который позволяет заново понять два предыдущих - «Амалия и Белое видение» и «Амалия и Генералиссимус»: это книги о том, насколько другим был мир и другими люди, населявшие его, о рождении и гибели империй, это плач кларнетов по прекрасному веку между двумя мировыми войнами.

Третья книга цикла романтических шпионских детективов "Шпион из Калькутты". Ну да, Амалия, конечно же выполняет, кстати, не полученное, задание разобраться непонятно с чем на Филиппинах. Но читателю больше достается ее восторгов от еще одного райского места на земле, переживаний за внезапно исчезнувшего мужа. Муж работает в той же конторе и просто так не исчезает, да еще вместе с начальником. И душевных терзаний от соседства великолепного мужчины - еще одного британского агента с непонятной миссией и легендой вместо имени.

Заканчивается золотое времечко интербеллума. Хотя для кого как. С одной стороны Великая война слишком много оставила после себя часовых бомб. С другой Япония уже расширяет жизненное пространство захватив Корею и Манчжурию. Особо отмечается, что ни одна великая держава по этому поводу ничего не предприняла. А тут на Филиппинах Америка собралась уходить и дарит бывшему протекторату независимость. В японских газетах печатают статьи, что дескать американцы уходят - уходят, ага - и какими будут Филиппины, снова испанскими или вспомнят, что они из семьи азиатских народов. В Америке среди тех, кого это касается, модна тема демографического давления, и теория, что после ухода американцев японцы немедленно хлынут осваивать этот архипелаг, предварительно его завоевав. Пока что генерал Макартур готовит план создания местных вооруженных сил по принципу - отбиться они, конечно, не смогут, но во-первых нанесут ущерб, который не окупится, во-вторых задержат нападающих, пока не подойдут линкоры с Гавайских островов. На дворе Рождество и новый 1936 год и читатель знает, что линкоры не придут.

Амалия вообще-то прибыла в Манилу в качестве курьера. Британской разведке попались эти самые планы организации обороны Филиппин с японскими пометками и надо как-то поставить Макартура в известность, что у него там крот, который безнаказанно тырит секреты. Хотя вообще ситуация выглядела как будто разведки обменялись информацией - мы знаем, что вы знаете, что мы знаем. Но вот какие именно разведки. Все, естественно, ищут японцев, благо колония их на островах немаленькая. Но кроме собственно японцев тут полно и других заинтересованных сил: местные повстанцы, старые семьи, церковь, китайцы.

Как всегда у автора много местной и исторической фактуры, которую нужно просто знать, она немного попсова. Ну, или не знать, к сожалению тут присутствует тот же недостаток автора - изумительно выписанная окружающее почти никак не участвует в сюжете, но передает аромат эпохи. Зато для объяснения ситуации идут пространные газетные вставки. Не знаю, было бы лучше то же самое изложить в виде более традиционного диалога-лекции. Они, кстати, тоже есть. Майор Айк с невыговариваемой немецкой фамилией обсуждает с британской шпионкой политику и генерала. Автор в послесловии проговорился о причине своей любви к газетным статьям в тексте, в 90-е он был собкором Правды в Маниле. Соответственно, материала для выписывания фона этой книги у него было достаточно.

Кстати о фоне. События происходят в пору передачи власти от американской администрации независимому правительству. Но со времени американо-испанской войны, когда последние испанские колонии перешли под американский флаг, прошло не так уж много времени и события времен испанского владычества все еще важны для этих мест. Я вот заодно расширил свое восприятие истории и географии.

Как-то английская торговля с Китам больше на слуху. Чайные клиперы вокруг старого света, дефицит серебра, опий из колоний, вот это все. Но до британцев были испанцы, которые шли на запад. И испанские песо из мексиканского серебра были основой тихоокеанского экономики несколько веков не только потому что были, но и потому что эта экономика была. И китайские фарфор - по европейским заказам - и шелк покупались за песо и возились на восток через два океана и Мексику. И бросок Джека Шафто из "Системы мира" через Тихий океан за манильским галерном - это было вот это самое. Забавно, но в принципе только сейчас начало восприниматься буквальное название романа Стивенсона, как экскурсия по устройству ойкумены 18-го века, а так все больше в метафизический смысл склонялся.

Про манильский галеон недавно на варспоте статья была: Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона»

Добыча, захваченная Энсоном, была выставлена на всеобщее обозрение на улицах Лондона. Сумма ее, включая колониальные товары, исчислялась суммой в 400 тысяч фунтов стерлингов, из них серебра - на 242 тысячи фунтов. Запас серебра, привезенный командором, оказался столь велик, что Королевский монетный двор после выпуска в 1746 году новых тиражей монет из серебра Энсона с надписью LIMA (в диапазоне от шестипенсовика до кроны) не возобновлял чеканку серебряной монеты до 1750 года.

прошедшее, детектив, книги

Previous post Next post
Up