Имплицитное обучение

Aug 23, 2015 23:37

Архитектура в нашей местности по происхождению довольно разнообразная. Есть и довольно экзотические проекты. И при виде одной конструкции в старом здании нерусской постройки у меня возникает одна и та же мысль: способ ее использования не вполне тривиален, научиться использовать ее правильно этим можно двумя разными способами (ладно-ладно, это вентиляция с интересно устроенными заслонками и воздуховодами) - можно разобраться, как оно устроено, и действовать исходя из своего понимания конструкции и принципов работы, а можно не вникать и выучить несколько приемов, глядя на действия другого, читая инструкцию или - еще забавнее - методом тыка с привлечением интуиции. Изрядная часть народа вокруг с любой техникой обращается вторым способом, но что интереснее - тем же вторым способом обращаются и с людьми. Нет, они конечно вспоминают иногда про золотое правило нравственности, но исключительно в положительной форме, напрочь забывая про то, что есть отрицательная форма: "не поступай с другими... "

Но я не про людей, я про навыки. В ленте попались две статьи от профессионального психотерапевта о том, как он придумывал обучающие и формирующие поведение игры. Если говорить про обучение, то там скорее натаскивание тем самым методом тыка. То есть, объяснить, почему так, не сможешь, но рефлексы будут работать, как надо. Теорию, если она вообще есть, потом по желанию или необходимости можно подтянуть.

Обучение сознательное, ориентированное на получение знаний, например, посредством лекций, исследований и дискуссий - это эксплицитное обучение. Вы знаете, чему учитесь и учите это, пока не освоите.

Имплицитное обучение - это процесс обретения знаний и умений, который происходит, в основном, без участия сознания или восприятия. Вы можете даже не знать, чему вы учитесь, или знать, но не понимать происходящее. Лучший пример и вид имплицитного обучения - игра. Можно сказать так: эксплицитное обучение - сбор информации, имплицитное - создание и организация интуитивного понимания.


Как это используют: в 1994 году Филип Келлман из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и Мэри Кайзер из Исследовательского центра Эймза при НАСА (Kellman & Kaiser, 1994) тестировал один вид имплицитного обучения (перцептивное обучение) начинающих пилотов. Им показывали несколько приборов на панели, и они должны быстро определить одно из нескольких состояний самолета: поворот с набором высоты, устойчивое снижение, и тому подобное. Состояние можно сделать, проанализировав данные всех 6 приборов.

примеры маневров самолета на приборной панелиНа картинке, из аналогичного исследования австралийских ученых (McLean, Wise, & Williams, 2011) показаны: левый поворот с набором высоты, и правый поворот со снижением.

Показ происходит быстро, и если нет ответа, на мониторе показывается следующий слайд. Если ответ правильный - одобрительный звук, если неправильный - неодобрительный звук и подсветка правильного ответа. Через три часа (две сессии по полтора часа каждая) таких тренировок у новичков выработалась способность быстро оценивать маневр самолета, с аккуратности и скоростью, которую демонстрируют пилоты с 500-2500 летными часами!

Сейчас похожие методы используют для обучения дерматологов (быстрая и точная диагностика высыпаний на коже), хирургов, химиков, кардиологов (чтение ЭКГ), разумеется, военных, и проч. Метод настолько хорошо, что вызывает и опасения - понимание автоматизируются быстро, и при недостаточно продуманном дизайне есть риск обрести вредные навыки.

...

Поскольку я учу китайский, и как оказалось, тональность мне достается сложнее всего, я начал изучать тональности именно таким образом. Диктор произносит слог, а на экране появляются несколько вариантов тонов, и надо выбрать правильный. Если сначала все кажется мне одинаково звучащим, то через минут 10, перепутать первый тон с третьим уже кажется невозможным. Сложно передать ощущения, но язык сразу вдруг открылся с новой стороны, и какая-нибудь простая фраза, которая вчера звучала как «кошмар, что она сказала?!», сегодня воспринимается почти как родненькая.

Ну, и как же без искусства? В июне я провел небольшое пилотное исследование с картинами, и меня опять поразила скорость обучения. При этом не надо особо думать, а все, что вы можете делать сознательно - радоваться ошибкам - именно они главное топливо для этого типа обучения.
http://mindware.ru/blog/?p=7178

Вторая статья про изменение пищевого поведения с помощью игры. По два килограмма за месяц с носа, правда работает не у всех, похоже, все таки зависит от мотивации.



В моем эксперименте, в базовой версии на экран выводятся две картинки - одна с «хорошей», другая - с «плохой» едой, при этом в соответствующих зеленой или красной рамке, и необходимо выбрать «хорошую» (на картинке в начале статьи). У них на экран выводилась одна картинка и надо было нажать соответствующую клавишу - в каком месте экрана она показалась, в левой части или правой. Но если показывалась «плохая» еда, то надо было воздержаться от нажатия. Таким образом человек учится подавлять импульсивное поведение.

Было рекрутировано более 100 человек, из которых часть отсеялась на разных этапах, а в конце месячного эксперимента удалось выделить когорту в 30 человек с полными данными. Три группы, по 10 человек в каждой: одна экспериментальная и две контрольных (отличающихся между собой весьма значительно).

Предварительные результаты таковы: в экспериментальной группе, где участницы активно должны играть в игру каждый день (не более 15 минут в день), они потеряли в среднем по 2,78 кг, статистически значимая разница в весе «до» и «после» (p=0,001). Средние значения индекса массы тела (BMI) снизились с 29,3 до 28,5, при этом BMI у 33% был менее 25, что относится к норме.

Проверялась и другая гипотеза: уже давно известно, что ежедневные взвешивания приводят к потере веса (Steinberg et al., 2015; VanWormer et al., 2008). Объяснить это можно, как минимум, двумя причинами. Первая - осознанность, когда вы просто чаще себе напоминаете о том, что с весом надо что-то делать. Вторая - социальное давление, в случае, если вы не только взвешиваетесь, но и сообщаете об этом третьим лицам. Я ожидал, что группа, которая взвешивалась ежедневно и отправляла мне данные, без игры, покажет такие результаты. Так и оказалось: потеря веса составила 1,7 кг, и разница между весом до и после была статистически значима (p=0,03).

http://mindware.ru/blog/?p=7198

мозг, научпоп

Previous post Next post
Up