Сиверские искусства. Лоскутное шитье.

Feb 25, 2010 13:10



Санчес (Гайдабура) Тамара Ивановна - заслуженный художник,родоначальник современного костюма и украшений в технике лоскутной графики, общественный деятель в сфере традиционной культуры, коллекционер предметов современного традиционного декоративного и прикладного искусства,фотохудожник, модельер, дизайнер, ландшафтный дизайнер.





Тамара Санчес на выставке в Московском Доме Художника у своей экспозиции.




Часть экспозиции Т.Санчес на выставке в Московском Доме Художника.

  • Родилась: 27.11.1940, Краснодарский край, станица Лазаревская;
  • Супруг: Санчес Алкаэль (1937) - известный лингвист, сын и внук видных деятелей культуры Испании;
  • Дети: Тереса (1965) - художник; Альберто (1968) - художник;
  • Родители: отец - Гайдабура Иван Иванович (1915-94) - выходец из кубанских казаков-пластунов, по специальности водитель; Гайдабура Иван - дед по отц. линии - казачий атаман;
  • Образование:
    • 1964 - Художественное училище им. Грекова (г. Ростов-на-Дону), специальность "Художник-живописец";
    • 1970 - Московский текстильный институт (Московская текстильная академия им. А.Н. Косыгина), специальность "Художник по проектированию трикотажных полотен и изделий";
  • Место работы:
    • 1970-73 - Центральная контрольно-производственная лаборатория Минлегпрома РСФСР, художник; **Фабрика "Трикотажница", художник;
    • с 1973 - свободный художник;
  • Работы Т. Санчес входят в коллекции Государственного Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея "Царицыно", Магнитогорской картинной галереи, Галереи Raissa (г. Эрфурт, Германия) и др. и в частные российские и зарубежные коллекции;
  • Т. Санчес была членом Правления Советского Фонда мира; организатором ряда выставок "Традиции и современность"; основоположницей авторской школы "Мозаика лоскутной геометрии" в области костюма и текстильных аксессуаров; участником Программы Правительства Москвы "Мой двор, мой подъезд";
  • Публикации:
    • более 250 информационно-аналитических, обзорных и тематических статей и интервью в СМИ; **Иллюстрированный альбом "Рус. мода. 150 лет в фотографиях" (в соавт.);
    • фотоальманах "150 лет русской фотографии" (в соавт.);
  • Награды:
    • более 40 дипломов, почетных грамот и благодарственных писем за вклады в экспозиции ведущих музеев страны;
    • серебряная медаль "Женщины мира" (1988) от Международного Конгресса Женщин;
    • лауреат Международных конкурсов моды в г. Таллине (1987, 1989);
    • дипломы Советского Фонда мира "За благотворительность" (1981-88);
    • золотая медаль им. С.А. Есенина (2006);
    • большая золотая медаль "Национальное достояние" от Фонда "Меценаты столетия" (2005);
    • лауреат премии Международной выставки в г. Шасси-Деор (Франция, 2003)
    • и др. профессиональные и общественные награды за творческую и общественную деятельность в сфере культуры и за благотворительность;
  • Т. Санчес:
    • член Московского Союза художников;
    • член Росссийского Союза художников;
    • член Международного Союза художников;
    • член жюри Международного фестиваля "Лоскутные узоры России";
  • Увлечения: ландшафтный дизайн, авторская фотография;
  • Владеет: испанским языком.

Тамара Санчес является московской художницей, в конце шестидесятых годов прошлого века возродившей в нашем обществе интерес к лоскутному шитью, к народному костюму. Она является основоположником лоскутной инкрустации текстильных малых форм - бус, других дополнений. Занимается лоскутной пластикой с 1965 г. Художница совершенно по-новому раскрыла в костюме возможности ситца и льна, лоскутной техники в целом, создав модели одежды, разработанные ею на основе синтеза традиционных русских и современных художественных направлений. Это не стиль "кантри" или простой "пэчворк". Талантливым автором созданы уникальные лоскутные покрытия, которые применяются в объемах изделий, в оформлении выставок, дизайне помещений. Ситцевый лоскут для художницы - это палитра, позволяющая создавать яркие по колориту и удивительно гармоничные и утонченные произведения.

Опубликованные еще в 60-70-е годы прошлого, XX века, дивные творения Т.И. Санчес до сегодняшнего дня дают вдохновение многим художникам, повторяющим и повторяющим ее оригинальные находки в своих работах. Т. Санчес являлась участником, дизайнером-оформителем и автором многих выставок в разных городах России и Европы, в крупнейших выставочных залах Москвы. Она лауреат и дипломант многих российских и международных конкурсов, модельер современного костюма с народными, лоскутными элементами, с созданной ею лоскутной бижутерией. Легендарная мастерица лоскутной графики создала за 40 лет напряженной творческой работы собственную школу авторского текстиля в области пэчворка и костюма по народным мотивам. Мастер-классы художницы, на которых она учит четко различать грань между истинно современным платьем и опереточной "костюмностью", пустым подражательством народному костюму, вызывают неизменный интерес как у специалистов, так и у широкой общественности. Восторг и вдохновение щедро дарит людям Т. Санчес, вот высказывания учеников:
  • "...И увлекла в это творчество меня именно Тамара Санчес своими одеждами и украшениями, сшитыми из мелких кусочков ситца в великолепной цветовой гамме...";
  • "...Для меня неукоснительный авторитет законодательница лоскутной пластики, наша главная лоскутница Тамара Санчес...";
  • "... до сих пор сияют в глазах бусины в декоре вещей Тамары Ивановны Санчес, еще в середине прошлого века создававшей уникальные лоскутные ансамбли...";
  • "...Друзья познакомили с Тамарой Ивановной Санчес. Работы московской мастерицы заворожили и поразили - каждая из них была уникальной. Именно Санчес дала новый толчок к творчеству, показала широту и диапазон возможностей простого лоскутка...";
  • "...Работы Тамары Санчес узнаешь из тысячи. Они необыкновенно утонченные, изысканные, безукоризненные. Тамара Санчес имеет свой самобытный почерк, свою уникальную авторскую технологию...";
  • "...в «Художественном салоне» на улице Димитрова я познакомилась с Тамарой Санчес. Ее работы - и панно, и костюм, и текстильные аксессуары - были для меня не просто потрясением, а почти откровением... Правда была в том, что в нашей стране Тамара Санчес действительно первая стала заниматься лоскутной мозаикой профессионально, первая профессионально применила ее в костюме, и сделала это на высочайшем художественном уровне...я считаю Тамару Санчес большим художником. Ее костюмы были не просто насыщенные цветом и фактурами арт-объекты, а некими одушевленными существами - чудо-птицами ненароком разоренного Эдема. Эти работы ментально существовали в русской народной традиции.... Меня до сих пор восхищает отношение Санчес к материалу и высота поставленной задачи: взять простые ситцевые квадраты одного размера и соединить их меж собой так, чтоб полотно засияло и заискрились, как все загашники Медной горы Хозяйки, - дорогого стоит. Это очень большое искусство - уметь ограничивать себя, «не впихивать в каждую клеточку по хрюшке»... Постижение возможностей каждого материала требует времени, и Тамара Санчес не пожалела потратить его на отечественный ситец…"

В своих работах Т. Санчес мастерски использует древнейшие технологические приемы народного лоскутного мастерства совершенно по-новому используя их, раскрывая в костюме возможности ситца и льна, лоскутной техники в целом. Ее костюмы всегда состоят из нескольких предметов - от трех (минимум) до восьми с непременным оригинальным головным убором, часто с разработанной ею текстильной бижутерией. Международная ассоциация пэчворка признала Тамару Санчес родоначальником современного костюма и украшений в технике лоскутной графики. Первые произведения мастера были показаны в 1975 г. на выставке в Москве. Многие работы находятся в коллекциях основных музеев Москвы, приобретены частными коллекциями в России и за рубежом. Работы экспонировались более чем на 250 выставках, 20 из них - международные (Чехословакия, Польша, Канада, Австралия, США, Англия, Франция, Испания, Германия, Бельгия, Норвегия и др.



Тамара Санчес довела традиционную «лоскутную» технику до виртуозности - ее произведения составлены из мельчайших тщательно обработанных ситцевых лоскутов. Работы Санчес восхищают именно своим фантастическим мастерством и уникальной авторской технологией. Тамара Санчес познает мастерство лоскутной техники из истоков его универсального геометрического орнамента: «Игра в лоскутные квадраты и треугольники, а также игра с лоскутной полоской-гармошкой дает возможность создавать текстильное полотно. Игра узорообразующего треугольника в замкнутом квадрате дает возможность создавать бесконечное множество узоров. Игра квадратов и самых разнообразных лоскутных частичек в лоскутной ленте-гармошке дает возможность создавать безразмерные лоскутные покрытия…» - разъясняет она на ученикам на своих многочисленных мастер-классах. Именно эти возможности являются основой большого интереса к развлекательной, универсальной и издревле самобытной технике - лоскутной графике, считает художница. Свою художественную палитру изобретения с лоскутной частичкой Тамара Санчес включает в многопредметный авторский костюм, панно и украшения. Это стало органической частью современной традиционной культуры. Десятки лет непосредственного общения с народными мастерами расширили знания и определили новое направление в создании ее художественных произведений. Остро ощущая всю глубину, мощь и философию народного искусства, Тамара Санчес уже 40 лет оказывает творческую и материальную поддержку мастерам народных промыслов, привлекает их к участию в выставках, помогает развивать и совершенствовать их мастерство, пропагандирует их творчество. Тесно сотрудничает Тамара Санчес с профессиональными российскими художниками, в частности

с ювелиром Маланчук Юлией, Валентиной Булыгиной и др., организуя совместные выставки на ведущих площадках Москвы и других городов России. В настоящее время художница достигла больших успехов в области ландшафтного дизайна, неоднократно получала премии Правительства Москвы за уникальный дизайн двора многоквартирных домов на Ленинском проспекте г Москвы, который превращен Тамарой Санчес в прекрасную цветущую поляну.

в интернете


Previous post Next post
Up