Традиционные искусства сиверцев. Зернь. Скань. Шапка Мономаха.

Feb 25, 2010 12:17



Маланчук (урожд. Мурашкина) Юлия Николаевна (р. 5.09.1936 г.) ]].- художник декоративно-прикладного искусства, ювелир, член Союза художников России , МОСХа.
  Юлия Николаевна Маланчук с брошью и в серьгах своей работы
   Выставка Юлии Маланчук в павильоне "Культура" ВВЦ. Часть экспозиции.




Выставка Юлии Маланчук в павильоне "Культура" на ВВЦ 2006 год

http://slavianka.com/forum/viewtopic.php?f=45&t=46
Самой известной работой художника-ювелира Маланчук Юлии является созданная ею для фильма Сергея Бондарчука реплика знаменитой Шапки Мономаха (ныне хранится в собрании музея Мосфильма). Богато украшенная сканью, зернью, чеканкой, камнями-стразами, сотворенная руками художницы копия драгоценной шапки - символа царской власти, применялась в съемках фильмов «Борис Годунов» и «Иван Васильевич меняет профессию». Эта работа Юлии Маланчук заслужила большое восхищение специалистов не только киностудии «Мосфильм», художника по костюмам Мосфильма Лидии Нови и всего Художественного Совета Комбината прикладного искусства, но и музейных специалистов - заведующей отдела благородных металлов Государственного Исторического музея М.М. Постниковой-Лосевой, которая предложила взять реплику Шапки Мономаха работы Юлии Маланчук в собрание ГИМа. Однако Лидия Нови в этой ситуации добилась официального решения о создании на киностудии своего, мосфильмовского музея для хранения подобного ценного реквизита.
Ещё девочкой Юлия Маланчук решила стать ювелиром. В 1952 г.(окончила в 1955 г.) поступила в Школу художественных ремесел на филигранное отделение. Среди преподавателей Ю. Н. Маланчук запомнила имена мастеров, которые помогли окрепнуть в стремлении стать серебряных дел мастером - мастер производственного отделения Л. А. Борисова (из села Красное-на-Волге, с Х1Хв. и до наших дней знаменитый центр ювелирного производства), И. С. Шмелев (мастер ювелирного дела), Е. И. Виноградова, Д. А. Бетоньян. Дипломной работой стал кубок, посвященный советскому балету, исполненный в технике скани со вставками с многоцветной эмалью по скани с изображениями на тему балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». Работая (с 1955 по 1958 гг.) в артели «Московский ювелир», принимала участие в профессиональных конкурсах, делала авторские произведения, сотрудничала с другими художниками. Ваза для цветов из стекла (автор эскиза З. М. Зенкова) была обрамлена сканным узором, исполненным Ю. Н. Маланчук. Она демонстрировалась на Всемирной выставке в Монреале (1958 г.), в настоящее время хранится в музее Декоративно-прикладного искусства. В сотрудничестве с О.Дворяткиной был сделан кубок из скани с вставками из черни на тему канала Волго-Дон (музей ДПНИ).. Большое влияние на формирование творчества оказала учёба в Московском Высшем Художественно-промышленном училище (быв. Строгановское), знакомство с замечательными преподавателями и знатоками ювелирного дела А. В. Флеровым, Ф. Я. Мишуковым. По окончании (1965) поступила на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности в лабораторию металла, где работали прекрасные мастера-ювелиры, заслуженные художники России М.Тоне, З.Зенкова, Д.Чирков, искусствовед П.Уткин. В 1971 г. перешла в Комбинат прикладного искусства, который возглавляла заслуженный художник России А. Я. Степанова, главным художником была В.Лыжина. С 1961 г. постоянно участвует в московских, союзных, зональных, республиканских, осенних, весенних выставках. В 1977 г. стала членом Союза Художников. Интересной работой стало сотрудничество с Мосфильмом. Были сделаны ювелирные изделия для фильмов «Черная стрела», «Визит вежливости». Особое значение имело сотрудничество с С.Бондарчуком, для фильма которого «Борис Годунов» Ю. Н. Маланчук сделала (в 1986 г.) копию знаменитой Шапки Мономаха (к. Х111-н. Х1Увв.), являющейся шедевром мирового ювелирного искусства (хранится в Государственной Оружейной Палате). Увидев её в 15-летнем возрасте, Ю.Маланчук дала слово повторить это уникальное произведение и пройдя долгий, трудный путь поисков, трудов она воплотила свою мечту.



Шапка Мономаха работы Юлии Маланчук в фильме "Борис Годунов" - в роли царя Бориса Сергей Бондарчук.

Ювелирные произведения Ю. Н. Маланчук высоко оцениваются специалистами, они имеют индиви
дуальный подчерк, оригинальны, художественны по дизайну и всегда превосходно исполнены. Достоинством работ является глубокое знание и творческое осмысление наследия прошлого, умение почувствовать и передать современный ритм, моду, стилистику.Художник широко и очень эффектно использует древнюю технику. Ювелирная скань, зернь, филигрань делают её работы очень современными и в то же время они кажутся пришедшими из глубины веков. Известно, что техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нём, после чего направляют на них струю пламени. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. От старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», «свивать» нити, технический прием, блестяще освоенный Юлией Маланчук, получил в Древней Руси название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема - филигрань. Скань художник делает из «чистоты», то есть из чистых, или высокопробных, золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку. Работы Ю. Н. Маланчук хранятся в лучших музейных собраниях - Государственном историческом,Декоративно-прикладного искусства, музее Мосфильма, Современного искусства в Сергиевом Посаде, частных коллекциях России и других стран. Они отмечены дипломами - ВВЦ в 2001 г., выставки «Деловая женщина - бизнес, творчество»; в 2004 г. в музее декоративно-прикладного искусства диплом советско-американской выставки «Две столицы». Москва-Вашингтон" (каталог). Многие работых удожницы также опубликованы в книгах. В настоящее время Ю. Н. Маланчук продолжает творчески работать, свою профессию она передала сыновьям Артуру, Андрею, так что мы стали свидетелями рождения новой династии ювелиров Маланчук.
Литература
  • М. М. Постникова-Лосева. Русская золотая и серебряная скань.
  • Шедевры ювелирного искусства. Государственный исторический музей. М.1970.
  • Золотой блеск эпохи. Мастера ХХ1в. М.2005
В интернете



Кораллы. Гарнитур работы Юлии Маланчук. Серьги, колье, перстень, браслет


Гарнитур работы Юлии Маланчук




Гарнитур с бирюзой и жемчугом работы Юлии Маланчук



Свадебный гарнитур работы Юлии Маланчук.Зернь, скань

бирюза, ювелирные изделия, шапка Мономаха, ювелир, Юлия Маланчук, скань, зернь, художник-ювелир, кораллы

Previous post Next post
Up