Два сериала

Jan 19, 2024 09:44


О сериале «Слово пацана» я пока ничего не писала, хотя до конца посмотрела его в числе первых зрителей слитых финальных серий. И он мне понравился. Но я хочу поговорить о другом. О совкодрочерстве в кино.



До начала 2000-х гг. отечественный кинематограф отражал, по большей части, проблематику текущего момента. В 1980-е у нас были советские производственные драмы и милицейские детективы. Потом начался поток «перестроечных» фильмов с бунтующими подростками-неформалами, валютчиками и путанами. Потом, на некоторое время, возникла пауза - похоже, кинопроизводство пыталось нащупать новые тематические ниши миллениума. В преддверии нулевых началась активно эксплуатироваться тема криминала - «Брат», «Менты», «Бандитский Петербург». В 2002 г. эту тему продолжил сериал «Бригада», и многие-многие другие фильмы и сериалы - по сю пору, как я понимаю.

Первые ностальгические ласточки совкодрочерства прилетели к нам в начале 2000-х гг. Вышли два сериала, действие которых происходит в советское время - «Граница. Таёжный роман» Александра Митты и «Чёрный ворон»Бориса Горлова, Андрея Кравчука и Игоря Москвитина. Действие первого разворачивается в 1970-е гг. в небольшом военном городке на Дальнем Востоке. Действие второго происходит в Ленинграде и охватывает период с середины 1950-х до начала 2000-х гг. В первом сериале 8 серий, во втором - 64. Оба сериала вызвали живой интерес у соскучившихся по своей юности зрителей. Одним из ключевых факторов успеха стал антураж не столь далёкого прошлого.


А был ли успех? Конечно. Какие дискуссии разворачивались на интернет-форумах! Обсуждающие рассматривали всё под лупой и докапывались до мелочей. Кто-то обратил внимание на евророзетки в советской квартире, кто-то - на детали кроя костюмов или на рисунок обоев… Сюжетные ляпы, коих в обоих сериалах предостаточно, при этом практически не обсуждались.

«Граница. Таёжный роман» - этот сериал я люблю до сих пор и время от времени пересматриваю. В нём есть завершённость сюжета, закрытие всех гештальтов. За восемь серий зритель успевает сродниться с героями и вместе с ними прожить часть их жизни. У зрителя и героев много общего в советском прошлом. Военные и члены их семей - это, в общем-то, средний класс 1970-х, примерно так и жили миллионы советских людей. И вот, наконец-то, поколению 30-ти, 40-ка, 50-ти и старше дали возможность заглянуть через экран в то время, когда мороженое в вафельном стаканчике было слаще. И на нём ещё кремовая розочка была. И стоило 19 копеек. Это потом уже розочка пропала, а стаканчик подорожал до 20 копеек.



Три подруги, три драматические любовные линии, каждая из которых интересна сама по себе, но, переплетаясь, они становятся ещё милее и ближе зрительницам. Интересны и герои-мужчины: «часть силы, что вечно хочет зла», юный Вертер, аффективный раздолбай и пресыщенный метросексуал. Гротескные образы на любой вкус: есть кому посочувствовать от всей души, а кому - по мере понимания. Этот сериал чем-то похож на семейный альбом. Или даже скорее на альбом фотографий о жизни в нашей стране, изданный в ГДР, знаете, были такие? У меня есть «Подмосковье».



Сериал «Чёрный ворон» поначалу вызвал не меньший интерес. Но рыхлость сюжета, обилие героев, значительный временной полувековой охват и многосерийность помешали целостному восприятию. И всё равно, это можно было бы простить за возможность ещё раз поностальгировать о «том самом» мороженом, окунуться в атмосферу детства и юности, а то и - детства и юности своих родителей. Бочку медовых воспоминаний испортила мистическая составляющая. Потомственная колдунья, едрицкая сила, третий глаз… Вы это серьёзно? Мы же не за этим приникли к голубым экранам! Мы-то помним, знаем: покорение космоса, гонка вооружений, строительство БАМа, пятилетка в четыре года... Может быть, появись этот сериал десятью или даже двадцатью годами позже, он воспринимался бы иначе и нашёл бы свою аудиторию.

Героев там нереально много. Уже к пятой серии начинаешь забывать, «кто кому Вася». Зачем, для чего второстепенные персонажи появляются в эпизодах? А это и не эпизоды. После первого «кушать подано» персонаж лезет встать вровень с главными героями. Но ведь главных не может быть СТОЛЬКО. Среди героев нет никого, с кем зритель мог бы себя ассоциировать. Кому мог бы сопереживать всей душой, а не «на полшишечки». Мажоры, уголовники и сирота-нищета… Средний класс там практически не представлен.



Герои влюбляются, сходятся, расходятся, страдают, радуются, и всё это можно описать одной фразой: слоняются из угла в угол… Создаётся ощущение бессмысленности экранной жизни. Но ведь герои «Таёжного романа» формально заняты тем же самым! Но при этом создают и несут на себе проникнутую ностальгией реальность. Они наполняют эту реальность энергией и делают правдоподнобной.

И всё-таки провального по всем признакам «Ворона» вытянули приметы ушедшей эпохи. Милые мелкие детали, ради которых мы, собственно… И на этом всё.

Шестьдесят четыре серии рыхлого сюжета, постоянно рвущихся логических связок, невнятной мотивации - это очень много. Лично я устала, кажется, уже на двадцатой серии. А когда сюжет приблизился к миллениуму, окончательно забросила просмотр этого сериала. Спроси меня сейчас о «Границе», и я легко смогу описать сюжет, отметить понравившиеся эпизоды. О сериале «Чёрный ворон» я не помню вообще ничего, кроме того, что он был.

«А при чём тут «Слово пацана», - спросите вы. Ну, при том, что «Слово пацана» займёт в моём сердце место по соседству с таёжным романом.

Кстати, а какие ещё фильмы и сериалы о советском периоде были сняты в наше время? Вспоминаются «Дети Арбата», «Стиляги»… Я это не смотрела, но я о них хотя бы знаю. А что ещё?

кино

Previous post Next post
Up