В поисках барского дома и "Командировки Шереметьево"

Jul 23, 2021 14:19

30 июня 2021 г. я проводила краеведческую прогулку в западной части северных микрорайнов г. Долгопрудного (Павельцево, Нефтебаза). Прогулка началась возле станции Хлебниково.

Постройка Савёловской железной дороги кардинально поменяла жизнь жизненный уклад местного населения. Второе кардинальное изменение случилось связи со строительством канала. Эти две артерии сыграли существенную роль на административно-территориальный аспект и на реорганизацию экономики.

Затем мы проехали в деревню Павельцево, чтобы прогуляться по территории яхт-клуба «Авангард». Ворота были открыты. Нам удалось пересечь территорию и дойти до часовни Новомучеников и исповедников. На огороженной территории яхт-клуба я оказалась, можно сказать впервые. В 1970-80-е гг. мы часто ездили сюда купаться. Но после того, как территория попала в частные руки, доступ на нее стал затруднен. Деревенский пляж превратился в место стоянки плавсредств, на поле, когда-то засеянном овсом, расположили коттеджи, а высокий берег стал местом отдыха со скамейками, светильниками и культурными растениями. На самом высоком месте в 2005 г. была построена часовня.

К сожалению, на данный момент территория клуба недостаточно ухожена. Высаженные ранее красивые декоративные растения выглядят неопрятно. Тропинки, по которым можно угадать направление движения к часовне, заросли травой. Возле часовни паслось небольшое стадо: лошади, пони и козы. Животные вели себя дружелюбно и ласково.



К сожалению, увидеть внутреннее убранство часовни нам не удалось, потому что здание закрыто. Но сам факт - побывать вблизи неё, - это уже большая удача. Мне рассказали, что первым владельцем яхт-клуб «Авангард» был человек богатый. Он распланировал и обустрил полученную, видимо, от администрации города, территорию с большим вкусом и любовью. Инициатива постройки часовни принадлежит его жене. Но служб в этой часовне практически не велось. Первая служба - освящение часовни, прошла в 2005 г. Спустя небольшое время территория яхт-клуба перешла в другие руки. Нынешние владельцы не проявляют интереса ни к самой часовне, ни к яхт-клубу как таковому. Живописное место сохраняет следы былого великолепия.



Затем мы отправились к Павельцевской церкви, чтобы найти место, где располагался когда-то господский, построеннный, судя по всему, еще Траханиотовыми. Во всяком случае об этом доме есть упоминание в архивных документах. Есть он и на карте Московской губернии 1860-х гг. Однако уже к середине XIX века дом пришёл в запустение, а чуть позже был разобран, и на его месте появились крестьянские постройки. Господский дом стоял напротив церкви. Благодаря мобильному приложению VetusMaps удалось прикинуть примерное местоположение господского дома.

Мы осмотрели памятник не вернувшимся с войны жителям села Павельцево. Удалось найти две знакомые фамилии: Михеевы и Ечкины. Мы прогулялись к берегу залива нефтебазы. Прошли через уютное и ухоженное деревенское кладбище, но за его территорией оказались в густых зарослях борщевика.



Я рассказала об истории нефтебазы, которая появилась здесь после того, как был построен канал Москва-Волга. Столица нуждалась в потреблении нефтепродуктов, поэтому здесь была обустроена база. Продукты поступали четырьмя путями: на судоходных танкерах, по железной дороге (6 километровый путь проложен от станции Лобня), автотранспортом в цистернах, а впоследствии - через нефтепровод, который связал северную базу в Павельцево с базой Володарского на юге Москвы. В девяностые годы в связи с перестройкой и экономическими реформами нефтепровод некоторое время не функционировал. А от водного пути транспортировки нефтепродуктов тоже решили отказаться. Уже в восьмидесятые годы было 2 аварии на шлюзах канала им. Москвы, в которых фигурировали крупнотоннажные нефтяные баржи. Это сподвигло руководство страны и отрасли пересмотреть трафик нефтепродуктов и отказаться от перевозки больших объемов нефтепродуктов по воде. Тем не менее вплоть до середины девяностых на Нефтебазу заходили нефтеналивные суда малой и средней тоннажности. Сейчас суда уже не заходят, а нефтебаза обслуживает не только Москву, но и аэропорт Шереметьево.



Несколько лет назад долгопрудненский краевед Игорь Кувырков поднимал вопрос об интересном месте, которое называлась «Командировка Шереметьево». В архивах он обнаружил схему расположения бараков времен строительства канала. Схема не имела привязки к местности - это был просто план расположения строений. Стояла подпись - «Командировка Шереметьево». Мы, краеведы, ломали головы над ее местоположением. По нашим прикидкам, «командировка» располагались где-то в районе улицы 25 съезда, д. 1а. Но точного местонахождения бараков мы не знали, потому что на нашей памяти там ничего похожего на бараки уже не было.



Во дворе дома 1а по ул. 25 съезда время словно остановилось. Здесь есть следы эпохи 1960-х, 70-х, 80-х. Детская площадка из нашего детства. Покосившиеся стойки, к которым крепились веревки для сушки белья. Водонапорная колонка. Дровяные сарайчики. В небольшом дворе растут старые деревья, а под ними - столик с лавочками, где отдыхали три жительницы дома. У них-то мы и поинтересовались местоположением «командировки».
- Помню, был тут барак, - сказала одна из них. - Чуть дальше (она махнула рукой в западном направлении). Сейчас на его месте огороды.



Действительно, в окрестностях дома там и сям расположено несколько огороженных на разный манер участков, на которых местные жители выращивают овощи и фрукты. Мы обратились к вышедшему из калитки мужчине (его участок расположен западнее дома 1а - именно в том направлении, как нам указали, стояли бараки «командировки»). Он подтвердил, что помнит эти бараки. На месте одного из них, после его сноса, у него был огород. Но сейчас там гранитная мастерская. Большие бараки, на его памяти, располагались по обеим сторонам Нового шоссе, метров на 200-300 западнее дома 1а. Еще один барак поменьше стоял перпендикулярно шоссе, на месте, где сейчас находится автозаправка.



Жительницы дома любезно ответили и на другие наши вопросы.
- Почему ваш дом стоит на отшибе? Ведь поселок Нефтебазы на полкилометра восточнее. Там вся инфраструктура: магазины, школа, детсад...
- Этот дом был построен для работников Нефтебазы самым первым. В 1949 г. Сотрудники Нефтебазы ютились в бараках, о которых вы спрашивали. А для руководящего состава был построен вот этот каменный дом. Его строили еще пленные немцы. А поселок Нефтебазы строили уже вольнонаемные.
- Мы видим железные шкафчики у каждого подъезда. Для чего они?
- Здесь мы храним газовые баллоны.

Оказывается, к дому газ не подведен. Каждая семья сама следит за наполнением своих баллонов. На крыше дома видны несколько труб печного отопления.



Затем мы проехали к тому месту, где располагались бараки «Командировки Шереметьево». А после этого посетили поселок Нефтебазы. Ну, там все по-прежнему: время застыло в 1950-х. В хорошем смысле слова.


Нефтебаза, краеведение, Павельцево

Previous post Next post
Up