В воскресенье на одном дыхании просмотрели фильм "Романс о влюбленных". Я смотрела его во второй раз, а Ганс - впервые. Помню, что после первого просмотра пришла к выводу: кг/ам. Кажется, я слишком серьезно его восприняла. Как дешевую советскую агитку типа "дембельского альбома" с квасным моралитэ "стерпится-слюбится". Плюс к тому - элемент мюзикл-скоморошества, который я на дух не переношу в кинематографе. Это когда во вставных музыкальных эпизодах дворники с метлами на улицах танцуют. Кто смотрел фильмы Захарова, тот поймет.
А в этот раз я поняла, что была не права в отношении создателей "Романса". Фильм гениальный. Если заранее настроиться, что будет показана агитка, а не неореалистическая, например, картина, то все становится на свои места. Плюс к тому, мои мысли на данном этапе жизни текут в русле, заданном эпохальными постами
ludmilapsyholog про войну как травму и про типажи поколений. "Романс" - яркая тому иллюстрация.
Помните мать главной героини, которую сыграла Ия Саввина? В сцене трагического объяснения Татьяны и Сергея она лезет в кадр со своим "немым укором". Так и хочется подойти к ней и сказать: "Мамаша, оставь их наедине, пусть сами разберутся". Узнаваемый типаж женщины военного поколения, потерявшей на войне мужа: "Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного - лечь и умереть. Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся". Саввина гениально играет этот типаж.
А как она реагирует на горе дочери? Херак в репу кулаком! Плачь, плачь, дочка, меси тесто, пока не настрадаешься, пока не наплачешься, ты не женщина. Ганс аж подскочил при виде этой сцены: "Чо это с ней? Не, ты объясни, зачем она дочь-то ударила?"
Ну, у такой матери не забалуешь. Получила Таня известие о гибели жениха, не знаю, скока времени прошло, не больше чем полгода, а она уже замуж вышла. Не иначе мать напела - мол, "пора, пора, годы-то идут" :-) Создается впечатление, что вновьиспеченным мужем Таня пыталась загородиться от матери. От ее "всевидящего и всеосуждающего" взгляда. Ну хорошо, а когда Сергей вернулся живой и невредимый - что ей мешало с мужем-то разойтись? Любила она его? По фильму непонятно. Скорее, была благодарна. Ну и, кстати, может, похоронив однажды Сергея, она и чувства к нему похоронила, не хотела ворошить. То есть мотивацию поведения Татьяны понять можно.
А Сергей? Ну, у него классический ПТС. Отличная сцена с песней "Загулял, загулял" (кстати, где бы найти запись? я чот потыркалась... Зато ноты нашла).
Уход в загул. Потом какая-то совершенно нелогичная и нелепая женитьба на первой встречной, чтобы горе заглушить. О, жена Сергея - она как будто младшая сестра матери Татьяны. Терпила такая. Хотя нет, не сестра. Дочь. "...единственная модель семьи, известная им - самодостаточная «баба с яйцами», которой, по большому счету, мужик не нужен. То есть классно, если есть, она его любит и все такое. Но по-настоящему он ни к чему, не пришей кобыле хвост, розочка на торте. «Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то мешаешь полы мыть. Не играй с ребенком, ты его разгуливаешь, потом не уснет. Не трогай, ты все испортишь. Отойди, я сама» И все в таком духе. А мальчики-то тоже мамами выращены. Слушаться привыкли".
Вот кто реально бесит - это Трубач в исполнении Смоктуновского. По-хорошему бесит, не как чуждый элемент кинополотна, а как узнаваемый ненавистный типаж. Когда понимаешь, что Трубач - это образ "общественного мнения". Всюду свой нос сует. Даже на семейное торжество приперся, хотя там только родственники собрались.
В общем, получила огромное удовольствие от просмотра. Знаковый фильм! Как иллюстрация работ Петрановской. Как артефакт советской агитки. И - да! - там ведь показали Камчатку! Три Брата, Старичков остров, "домашние вулканы", Халактырка! Понятно, что натурные кадры попросту вклеили, а эпизоды с актерами снимали где угодно, только не на Камчатке: желтый песок в одной из сцен.
После просмотра мы заспорили: какого года фильм? Я говорю: "Начало семидесятых. До 1975 года. Потому что вся эта эйфория с советским хоккеем (муж Тани - хоккеист) - это самое начало 1970-х, я помню!" Ганс засомневался, больно стилистика яркая для начала 1970-х. Я грю: "А тебе ничего не напомнила сцена возвращения Сергея из армии? Там ведь даже в музыке, если не ошибаюсь, чуть ли не прямая цитата была из "Джезус Крайст Суперстар" была! А как народ к Сергею повалил - "живой, типа!" Наверняка Градский съехидничал, а Кончаловский поддержал!"
Тут я не выдержала, сделала "звонок другу" в Москву. Миша Филимонов, большой знаток мирового кинематографа, объяснил: фильм 1973 года. И посоветовал прочесть книжку Кончаловского "
Парабола замысла".