Хлебниково, XX век

Aug 30, 2007 11:50

Перед Октябрьской революцией Хлебниково оставалось еще довольно большим населенным пунктом. Здесь работала шерстопрядильная фабрика с 87 работниками, существовал напилочный завод А. Г. Прейса с 48 рабочими, имелись трехклассное земское училище и кирпичный завод Гаша и больница при нем. Однако с постройкой железной дороги экономическое значение Дмитровского тракта и лежащей на нем деревни Хлебниково, удаленной от станции, значительно снизилось. В результате этого в начале ХХ столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности отдыха москвичей.

После революции обширная территория от Лихобор до Лобни вошла в состав Коммунистического района. Все лечебные учреждения были переданы в штат и подчинение райздравотдела района, в который входил и поселок Хлебниково.

В начале 20х годов в Хлебниково было две начальные школы. С 1930-31 учебного года начинает действовать семилетка. Школа размещалась в двух зданиях: деревянном, двухэтажном и в каменном, скорее всего, бывшей земской школы. В ней находилось 4 начальных и 5-7 классы, в которых обучалось 220 человек. Педагогический коллектив состоял из 10-12 учителей.
Однако школу спустя некоторое время пришлось закрыть в связи со строительством канала Москва-Волга, так как ее здания попадали в зону затопления. Как рассказывают старожилы Е.Е. Алексеева и Н.П. Панкова, ученикам 5-7 классов пришлось ездить на учебу в Лобню.

В 1929 году началась реконструкция кирпичного завода Гаша. Высокую кирпичную трубу с датой 1929 можно увидеть и сейчас практически с любого места в Хлебниково. До войны кирпичный завод работа сезонно и выпускал 6 миллионов   кирпича в год.

В 1936 г. в поселке Шереметьеском была построена школа на 160 человек, в нее перевели учеников 1-5 классов из Хлебниково. Учащиеся 6-7 классов продолжали образование в Лобненской семилетке, под руководством заведующего Алексея Николаевича Соловьева.

В 1938 г. в Шереметьевском появилось еще одно каменное здание школы на 280 мест. В следующем учебном году ее преобразовали в семилетнюю, а затем и в десятилетку. Может быть, перенести, а может быть, расширить.

В 1939 году район был переименован в Краснополянский с центром в Долгопрудном. В 1939 году Хлебниково объединяется с поселком Шереметьевский и образуется дачный поселок Шереметьевский.

Когда было начато строительство канала Москва-Волга, часть деревни Хлебниково должна была уйти под воду. Попадающие в зону затопления строения переносили в лес, в районе западной части нынешнего пос. Шереметьевский и собирали заново на просеках Шереметьевского леса.

Старый автомобильный мост через Клязьминское водохранилище в народе называли «горбатым» (а еще его называли "сталинским"). В непосредственной близости от него самая старинная улица в Хлебниково - Московская,  ответвлялась от Дмитровской дороги параллельно руслу реки Клязьма на запад (через Водники) и поворачивала у оврага в районе села Павельцево на Дмитров. В Хлебниково по-прежнему существуют еще две старинные улицы, лежащие параллельно Клязьме: Станционная и Новое шоссе.

После разлива Клязьминского водохранилища Московская улица частично ушла под воду. Однако ее очертания можно проследить, когда на осеннее-зимний период понижается уровень воды в канале им. Москвы. Улица проступает из-под воды залива в виде песчаной отмели, а в летний период, при подъеме уровня воды, уходит под воду на 60-70 сантиметрах.

В районе старого Дмитровского моста, неподалеку от берега после понижения уровня воды можно также видеть остатки фундамента какой-то постройки, по-видимому, расположенной на бывшей ул. Московской.

В связи с появлением судоремонтных  мастерских и рабочего поселка "Второй участок каналстроя" (впоследствии "Водники") при нем, здесь в 1937 году для обслуживания работников и их семей был организован фельдшерский пункт. Его заведующей стала Александра Васильевна Шавилова, медсестрой - Капиталина Петровна Жаркова, санитаркой - Татьяна Гордеевна Хорошева. В июле следующего 1938 года, фельдшерский участок, размещенный в одном из деревянных бараков, реорганизовали во врачебный, возложив обязанности заведования им на врача-терапевта Александру Арсентьевну Шумскую. Появилась и новая медицинская сестра - Наталия Михайловна Евхаритская.

Со временем расширялась деятельность врачебного участка. В 1942 году в поселке открылся педиатрический участок, куда пришла работать после окончания института молодая врач Евдокия Николаевна Чазова, а также появился и стоматологический кабинет, где долгие годы трудилась прекрасный стоматолог Эсфирь Марковна Слуцкер. Впоследствии ее сменила не менее профессиональный врач - Надежда Михайловна Татарникова, на протяжении многих лет лечившая не одно поколение поселковых жителей.

Почти одновременно с организацией первого  учреждения медицинской помощи на поселке, в 1937 году открылись и детские ясли на 40 мест. Возглавила их Софья Борисовна Можарская. Они размещались в низком, деревянном, ветхом домике неподалеку от водохранилища, что не позволяло в холодные периоды года поддерживать в них нормальную температуру. Было очень сыро, зябко. Дети часто болели простудными заболеваниями.

В годы Великой Отечественной войны Хлебниково оказалось в пяти километрах от линии фронта. По каналу Москва-Волга проходила линия обороны. До Москвы оставалось 27 километров.

Хлебниковские судоремонтные мастерские были эвакуированы в Пермь, а вернулись из эвакуации в 1943 году.

Краснополянский район с 30 ноября по 8 декабря был частично оккупирован. Грозной осенью 1941 года на Лобненском рубеже обороны советские войска, приняв на себя лобовой удар фашистских танков, преградили путь гитлеровцам к Москве.

В армию Краснополянским военкоматом было призвано свыше 20 тысяч человек. Из них 2431 человек погиб. Только в Хлебниково на 119 человек пришли похоронки. Их имена высечены на братской могиле, где захоронены воины ВОВ.

В годы войны в поселке размещался госпиталь №31 для легкораненых. Как рассказывают старожилы Надежда Петровна Панкова и Екатерина Егоровна Алексеева в доме родителей Панковой была операционная, откуда раненых переносили в барак - бывшую контору кирпичного завода.

Линия фронта проходила по железнодорожному полотну Савеловской дороги между Лобней и селом Киево. 331 стрелковая дивизия, формировавшаяся в Хлебниково, перенесла свой штаб в Лобненскую школу, что у озера Киево.

Шквал огня и стремительная атака танкистов второй танковой, 106 пехотной дивизии и 331 стрелковой дивизии в тыл врага позволили советским войскам подавить огонь противника и приостановить его продвижение к Хлебниково и Химкам. Упорные бои шли несколько дней, но преодолеть сопротивление танков и пехоты гитлеровцам оказалось не под силу.

В ночь на 4 декабря 1941 года войска 20-й армии, а именно 331 стрелковой дивизии, нанесли ряд контрударов по обороне противника, в результате которых была освобождена деревня Катюшки. Бои за Красную Поляну носили долгий и упорный характер. Враг превратил этот поселок в крупный оборонительный узел, насыщенный большим количеством техники. По вражеским позициям также вели огонь орудия бронепоезда №55.

А утром 6 декабря 1941 года наши войска начали контрнаступление и к исходу 8 декабря Красная Поляна была освобождена. В январе 1942 года Московская область была полностью освобождена от врага.

В 1941-45 годах на территории у развилки Клязьмы и канала, где сейчас стоит Хлебниковский военный госпиталь (говорят, до войны там было здание райвоенкомата) открылось пулеметно-минометное училище.

Ускоренный курс в декабре 1942 года закончил поэт Михаил Кульчицкий. Его стихотворение "Мечтатель, фантазер..." подписано молодым лейтенантом: 26 декабря 1942 года Хлебниково - Москва. Оно опубликовано в сборнике стихов поэтов, павших в боях Великой Отечественной войны "Имена на поверке" 1966 г.

В 1943 году Хлебниковские судоремонтные мастерские вернулись из эвакуации и продолжили работу для фронта. В рекордно короткий срок построили судно "Московский комсомолец", которое участвовало в составе Волжской военной флотилии в боях под Сталинградом и Ладожской при прорыве блокады Ленинграда .

Ежегодно 6 декабря в день начала контрнаступления под Москвой и 9 мая в День Победы учащиеся школы №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло, ветераны ВОВ и жители поселка возлагают венки на братскую могилу воинов.

В 1948 году прошла новая реконструкция кирпичного завода Гаша, в результате которой завод перешел на круглосуточную работу - для разрушенного войной народного хозяйства был нужен кирпич. Вначале завод вышел на выпуск 13 миллионов, а затем на 32 миллиона кирпича в год.
Для администрации завода было построено новое здание, а в старом бараке разместилась начальная школа, в ней было четыре классные комнаты. Дети учились в две смены. Заведовала школой Елизавета Алексеевна Полякова, учителями были Валентина Сергеевна Сапожникова, Татьяна Ивановна Шахова, Анна Евгеньевна Сурмило, Зинаида Петровна Кудеярова, Ольга Александровна Погайчук и Нина Дмитриевна Кузнецова. После окончания четырех классов дети в мороз, непогоду ходили пешком в соседний поселок учиться в старших классах.

Рабочие завода жили в бараках. Справа от дороги, ведущей из госпитального городка к железнодорожной платформе, до сих пор сохранились два унылых двухэтажных барака работников стаого кирпичного завода.

Затем на месте бараков на Островке были построены двухэтажные засыпные дома без всяких удобств за железной дорогой (ул. Железнодорожная). В шестидесятые годы стали строиться и заселяться рабочими кирпичного завода трех-, четырех- и пятиэтажные дома за железнодорожным полотном по улицам Железнодорожная, Ленинградская и Тимирязевская. Завод занимал передовые места и неоднократно получал переходящее Красное Знамя в награду.

До начала 1960-х гг. в Хлебниково действовал клуб-барак (по некоторым данным - сломан в 1960 году), по-видимому, также относившийся к кирпичному заводу.

После войны до 1953 года в зданиях пулеметно-минометного училища на территории нынешнего Госпиталя размещался военно-педагогический институт. В эти же годы были построены первые трехэтажные дома доля преподавательского состава. Этот институт закончил и в нем остался преподавать бывший директор школы №3 Тетерюков Борис Иванович, участник ВОВ.

В доме №3 УЛиЦА??? живет ветеран ВОВ, участник битвы за Москву, преподаватель института 90-летний полковник Фильшин Михаил Георгиевич.

С 1953 года здания военного пединститута переоборудованы под военный госпиталь. Для врачей и медперсонала построены пятиэтажные дома. Так образовалась улица Станционная, ведущая к железнодорожной платформе Хлебниково.

В 1956 году детские ясли переехали в новое типовое здание на 60 мест. Распахнули двери и новое здание детского сада на 60 мест. Ими заведовала Зинаида Павловна Новикова.

В 1957 году  амбулаторию при ХМСЗ перевели во вновь отремонтированный деревянный барак, выделив под ее помещение лишь половинную его часть. Вскоре сюда подвели воду и паровое отопление. В открывшийся рентгеновский кабинет пришел профессиональный врач-рентгенолог Василий Александрович Молоков. Тогда-то молодая заведующая амбулаторией Нина Андрияновна Лащенова впервые и обратилась к директору судоремонтных мастерских Я.С.Гунину с предложением открыть в поселке свой стационар.

Так в следующем году амбулатория превратилась в Хлебниковскую линейную больницу со стационаром на 20  общетерапевтических мест. Для этого из второй половины барака были отселены жители и там разместились больничные палаты.   Главным врачом стационара   назначили Н.А. Лащенову, которая впоследствии посвятила себя этой работе более 30 лет. Многое сделала она, чтобы больница на Водника была одна из лучших в городе, приобретала необходимые аппараты. Уже с 1959 года здесь функционировал кабинет ЭКГ, была освоена техника и расшифровка исследований сердца.

В те же годы в Госпитальном городке поселка Хлебниково жила Лидия Петровна Муравьева, жена врача. Своих детей у нее не было, но ей не нравилось, что учащиеся городка не имеют своей средней школы. Она и занялась обсуждением с различными инстанциями вопроса о строительстве средней школы в Хлебниково.

Школу строили всем поселком. 21 сентября 1959 года открылась Хлебниковская новая восьмилетняя трехэтажная школа. Школа могла похвастаться самым большим и светлым спортивным залом среди всех школ Долгопрудного. Работала столовая, в которой повара готовили домашние обеды. Все учителя и учащиеся начальной школы из старого барака влились в новую школу, которая до 1961 года оставалась восьмилетней. После она опять таки не без вмешательства Л.П. Муравьевой была преобразована в среднюю школу №3 г.Долгопрудного.

Сорок лет в школе №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло ведется большая патриотическая работа. Несколько лет учащиеся и педагоги трудились в колхозе, на овощной базе, собирая деньги на возведение памятника. Школа собрала материал, создала музей, воздвигла памятник и заслуженно получила имя своего героя-земляка в 1975 году.

Славится школа еще одним своим увлечением - нетканым гобеленом. С 1992 года дети вышивают изумительной красоты ковры, панно. Кружковцы принимают участие в серьезных выставках декоративно-прикладного искусства.

В школе создан военно-патриотический клуб «Буран», переросший в городской клуб юных спасателей «Русь» при МЧС. Также в школе существует лексикографический кабинет, целью которого является возрождение русского языка и «Славянская гостиная», объединяющая учеников и учителей.

В 1962 году появилась необходимость расширения детских яслей до 80 мест. Было введено  в эксплуатацию новое типовое здание детского сада на 100 человек. В настоящее время детские ясли-сад "Якорек" размещаются в теплом, уютном, специально отстроенном здании. Здесь же, осуществляет свою деятельность и  экспериментальная школа-сад "Золотой ключик", работая с разновозрастными группами детей.

Среди местных жителей существует предание об одной авиакатасрофе, произошедшей в 60-е года XX века в районе Хлебниково. Говорят, что с Шереметьево стартовал небольшой американский турбовинтовой самолет с 4-мя американскими авиаторами на борту (они прилетали в Россию по обмену опытом). Самолет потерпел неожиданную аварию и упал на частный дом в Хлебниково. Хозяйка дома в этот момент работала в огороде, и поэтому не пострадала, а вот экипаж самолета погиб.

В 1973 Шереметьевский (в состав которого входит Хлебниково) получает статус рабочего поселка в административном подчинении г. Долгопрудного.

В конце 80-х годов под руководством начальника госпиталя подполковника медицинской службы Маева Эдуарда Зиновьевича на госпитальной территории был выстроен новый пятиэтажный корпус, реконструированы другие корпуса, открыта поликлиника для ветеранов.

4 ноября 1981 года был открыт новый современный автомобильный мост  через канал им. Москвы, однако старый «горбатый мост»  простоял до марта 1994 года, когда  был демонтирован взрывным способом.

В 70-80-е гг. прошлого века на территории госпитального городка располагался продуктово-промтоварный войсковой магазин «Военторг», который отличался приличным снабжением. После перестройки магазин продолжал оставаться на военном балансе, но, поскольку средств на него не выделялось, магазин был закрыт. Жители Хлебникова не раз обращались в различные инстанции с просьбой передать магазин на баланс поселка, однако этого так и не было сделано. К началу XXI века магазин  пришел в полный упадок... Помещение магазина было разорено и загажено, витрины разбиты, подсобные помещения внутреннего двора облюбовали бомжи и гастарбайтеры.

Хлебниковский кирпичный завод был нерентабельным даже в советское время. Кирпич покупался только летом, а зимой завод жил на дотации. Чтобы продержаться, в 80-х годах при заводе открыли цех по производству красок.  Сейчас этого цеха уже нет - он стоит в руинах - по-видимому, это  руины по соседству со знаменитой трубой. Тем не менее, в то время у завода был свой карьер по добыче глины, расположенный неподалеку.

По слухам, высокую старую трубу Хлебниковского завода хотели демонтировать в 80-е гг. XX века. Однако не придумали ни одного способа, как сделать это совершенно безопасно для близлежащих строений и предложили денежную премию тому, кто удачно справится с задачей. Желающих не нашлось. Обжиг кирпича на Хлебниковском кирпичном заводе вплоть до начала XXI века производился на заводе по старой технологии, в печах Гофмана. Чтобы довести продукцию до нужной кондиции нужно было умение на уровне интуиции:  передержать или недодержать кирпич было чревато выпуском бракованной продукции.

В августе 2003 года на основании решения арбитражного суда ОАО «Хлебниковский кирпичный завод» был признан банкротом. В муниципальную собственность г. Долгопрудный были приняты объекты  жилищного фонда, социально-культурного назначения и инженерно-коммунальной инфраструктуры кирпичного завода.

В октябре 2006 года Хлебниковский кирпичный завод прекратил свое существование. Работников завода уволили,  а имущество завода, которое составляло конкурсную массу, пошло с молотка. Площадку вокруг завода огородили  забором.

На протяжении многих десятилетий микрорайон Хлебниково славился как место отдыха многих москвичей. Однако приватизировать свои земельные участки, полученные еще в советские годы, удалось далеко не всем.

Например, садоводческое товарищество  «Тимирязевец» было образовано еще в 80-х годах прошлого века. В 1992 году было зарегистрировано как юрлицо, со сроком аренды земли на сорок девять лет. Один из домов был даже зарегистрирован как частный, в нем был прописан Гусеве В.А., живущем в частном доме с пропиской.

Из газеты «Долгопрудненские страницы»: «На Новом шоссе, в том месте, где уже много лет существует товарищество «Тимирязевец», были болота, к которым примыкали огороды и частные застройки. В 50-х годах прошлого века жители близлежащих домов начали осваивать болота, засыпая их и засаживая. Люди жили бедно, выходцы из деревень нашли возможность дополнительным трудом поддержать свои семьи. С 80-х годов болота стали осваивать активно. Неудобье находилось вдоль дороги, освоение его было весьма затратным, поэтому власти на него не претендовали. Вскоре болота превратились в самостийный массив огородов. Со сменой государственной политики огородники объединились в товарищество, т.е. юридическое лицо, и начали в поселковом Совете официальное оформление документов на землю. На тот момент поселок имел свой бюджет и, соответственно, свое самоуправление. Как рачительным хозяином и.о. председателя поселкового Совета Р.А. Караваевой за выделение земли для «Тимирязевца» по обоюдной устной договоренности был определен объем работ по благоустройству поселка. Товариществом были засыпаны болота на противоположной стороне шоссе, заасфальтирована дорожка от станции до Фабрики театральных принадлежностей и т.д. Естественно, что эти работы потребовали от товарищества приличных затрат. Т.е. товарищество практически выкупило приведенное в порядок неудобье, заплатив за него выполненными работами.

С 1992 года участок земли был официально зарезервирован под товарищество «Тимирязевец» на условиях длительной аренды сроком на сорок девять лет с последующим оформлением в собственность. По этой схеме оформлялись все имеющиеся в поселке товарищества. Всем известно, что процесс оформления - это не просто прохождение определенных инстанций, а длительная и мучительная борьба с многочисленными чиновьичими препонами. Для Товарищества, невзирая на имеющиеся законные основания, это оформление по вине властей зашло в тупик. «Тимирязевец» - единственное товарищество в микрорайоне, которое до сих пор не смогло до конца оформить документы, так как столкнулось с откровенным чиновьичьим саботажем.   Земли товарищества вызвали коммерческий интерес, их определили под гаражный комплекс. Земля под «Тимирязевец» была официально зарезервирована, его местоположение не могло не учитываться при разработке плана развития микрорайона Шереметьевский. Из этого логически следует, что препоны в оформлении «Тимирязевца» создавались сознательно, чтобы привести к создавшейся сегодня ситуации, то есть попросту согнать людей с их законных облагороженных участков, объявив их «самозахватом».

Однако то, что «Тимирязевец» с 1992 года является юридическим лицом, уже говорит о законности его требований».

Тем не менее весной 2006 года «Тимирязевец» не просто снесли, нанятые для этого таджикские нелегалы его еще и разворовали, вывезли имущество членов товарищества. Юристы, состоящие на службе администрации города, утверждали, что «во всех договорах аренды прописано: «если городу понадобится эта территория, ее должны незамедлительно освободить». Однако договор длительной аренды сроком на сорок девять лет предусматривает дальнейшее оформление в собственность, чем и занималось товарищество.

В XXI веке электричка остается основным видом транспорта для жителей Хлебниково. Автобус ходит в Долгопрудный всего шесть раз в сутки. Маршрутка до Москвы ходит раз в полчаса, но строго в то время, когда наблюдается перерыв в расписании электропоездов, то есть с 10-30 до 13-ти. Пешая прогулка до Долгопрудного - удовольствие не для слабонервных. И дело не в том, что путь займет минимум час быстрым шагом, но и в том, что в основную часть города невозможно попасть, не переходя железнодорожного моста на Островок, который для пеших прогулок вовсе не предназначен - с высоты нескольких десятков метров в широких проемах между гнилыми деревянными досками моста можно наблюдать бурные воды канала им. Москвы. А если, не дай бог, путника на мосту застигнет электричка, надо прижаться покрепче к перилам и пережить ощущения от шатания моста.

краеведение, Павельцево, Шереметьевский, Долгопрудный, Хлебниково

Previous post Next post
Up