Первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. Сегодня к небоскрёбам относят уже гораздо более высокие постройки - от 130 метров. В России история начинается в 1913 году, со строительства семиэтажного дома, а сейчас страна занимает 15 место в общемировом рейтинге с 38 достроенными небоскрёбами.
Конструктивизм: первый небоскрёб
В 1913 году на углу Калашного переулке в Москве купец А. И. Титов достроил семиэтажный доходный дом. Под руководством архитектора Николая Дмитриевича Струкова дом возвели в спешке, но в марте 1913 года одна из стен обрушилась и завалила переулок кирпичом, брёвнами и обломками железа в высоту двух этажей. Это было уже третье обвалившееся строение Струкова. Дом уменьшили до пяти этажей, но к 1923-1925 годам снова достроили шестой и седьмой, а само здание досталось Моссельпрому.
В 1925 году на первом этаже здания разместили склад муки и администрацию московских продуктовых магазинов и пивных, выше - дирекцию, бухгалтерию, коммунистическую ячейку и местный комитет. В жилой части здания жили рабочие Бабаевской фабрики.
Здесь речь идёт всего о семи этажах - не такой уж и высокий этот дом. А в 1950-е за строительство высотных зданий принялись с гораздо большим рвением.
Сталианс: Семь Сталинских высоток
В 1930 годах на сцену выходит Сталинская архитектура, или сталианс, заменяя собой рационализм и конструктивизм. Семь небоскрёбов в Москве называют «семью сёстрами» или «семью Сталинскими высотками». Изначально Совет министров СССР в 1947 году решил построить восемь высотных зданий, из которых самым высоким предполагался
Дворец советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В итоге именно этот небоскрёб не построили.
Первой Сталинской высоткой, которую начали строить, был
жилой дом на Котельнической набережной. Один этот дом должен был стать «городом в городе». Чтобы хватило место на одно это здание, в Москве снесли четыре переулка.
Всё началось со «Старого» корпуса, 9-этажного жилого здания, выходящего на Москва-реку, завершённого в 1940 году - до решения Совета министров о строительстве высоток. Центральную часть здания достроили уже к 1952 году. Высота здания - 176 метров, а количество этажей, включая технические - 32.
К строительству здания
привлекли заключенных, которые, по
данным из разных источников, оставили надписи «строили зеки» по всему дому.
Фотографии таких надписей мне найти не удалось.
В излучине Москвы-реки в 1953 году начали строить «Гостиничное здание в Дорогомилове», которому при Хрущёве дали название
«Украина». В 1957 году, когда здание достроили, был открыт Кутузовский проспект - гостиница стоит в самом его начале. На момент открытия 25 мая 1957 года гостиница была признана крупнейшей в Европе.
Высота здания - 206 метров, включая 73-метровый шпиль. В центральном объёме здания - 34 этажа. Сейчас в гостинице - 497 номера площадью от 25 до 370 квадратных метров.
Самым высоким рукотворным памятником Иосифу Сталину стало
главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова. В строительстве приняли участие и заключённые, для которых на 22-м этаже организовали лагерный пункт на 700 человек.
Высота центрального корпуса этой высотки составляет 183,2 метра, не считая шпиля. Со шпилем - 240 метров. Здание строили с 1949 по 1953 годы. Количество этажей - 36, а
лифтов - 68 штук (поправьте, кто там учился). Сам университет в этом здании на Воробьёвых горах открылся 7 мая 1955 года.
Над оформлением фасадов работала
Вера Игнатьевна Мухина, которой мы обязаны монументом
«Рабочий и колхозница» и
памятником Петру Чайковскому на Большой Никитской улице.
Фундаменты и каркас разработал Н.В. Никитин, создатель Останкинской телебашни. Одной из проблем при строительстве был слабый грунт. Конструктор использовал коробчатый фундамент, а также гибкие колонны в первом наземном этаже, металлические колонны крестообразного сечения и множество других решений, которые позволили в сложных условиях построить самое высокое на следующие 37 лет в Европе здание.
На Смоленской-Сенной площади в Москве находится
Министерство иностранных дел России в здании высотой 172 метра. О СССР кроме стиля здания напоминает герб площадью 144 квадратных метра на высоте 114 метров. Количество этажей в здании - 27. На момент строительства в 1953 году в здании было 28 лифтов, из которых 18 - скоростных.
Здание проектировали архитекторы
В. Г. Гельфрейх, создавший проект здания Российской государственной библиотеки, и
М. А. Минкус.
Над лепниной на портале здания работал скульптор
Г.И. Мотовилов, в послужном списке которого - оформление станций Московского метрополитена Электрозаводская, Новокузнецкая, Смоленская, Проспект Мира, Парк Культуры, Октябрьская и Комсомольская.
1952 Баранский Александр Иванович (1890-1965) «Москва. Вид на здание МИДа со стороны набережной».
Над высотным зданием на площади Красных ворот работали
А. Н. Душкин, архитектор Центрального детского мира, и
Б. С. Мезенцев, по проекту которого были отстроены после Великой отечественной войны железнодорожные вокзалы в Смоленске, Харькове, Витебске, Бородине и Ярцеве.
Здание расположилось в самой высокой точке Садового кольца. Высота небоскрёба - 138 метров, это 24 этажа в центральном корпусе. Боковые корпуса имеют этажность от 11 до 15.
Под одним из корпусов расположен вестибюлю станции метро Красные ворота. Но интереснее всего то, что станцию и здание строили одновременно. Какое-то время дом должен был стоять на краю котлована, а после осадки грунта он накренится. Проблему решили, построив здание изначально с наклоном, а грунт заморозили. Когда грунт растаял, здание просело и встало строго вертикально. Эта задача была настолько сложной для расчёта, что больше никогда и нигде метод не применяли.
В 1955 году работники авиационной промышленности и летчики-испытатели получили квартиры в
жилом здании на 450 квартир, построенном на Кудринской площади. Это здание из центрального объёма в 24 жилых этажа и боковыми корпусами, имеющими по 18 жилых этажей, имеет высоту вместе со шпилем 156 метров.
Вот так «Дом авиаторов»
выглядит со звезды на шпиле.
В 1949-1954 годах на Каланчёвской улице строили
гостиницу «Ленинградская», 17-этажное здание высотой всего в 136 метров - не так уж много по сравнению с остальными высотками.
Здание разрабатывали
А. Б. Борецкий, позже спроектировавший гостиницу «Москва», и
Л. М. Поляков, архитектор Посольств СССР в Эфиопии и Албании.
Архитектора Полякова критиковали в том числе за внутреннее убранство гостиницы. Слишком уж шикарным казался интерьер. Газета «Правда» писала в 1955 году: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы „Ленинградская“ на триста пятьдесят четыре номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров» (
источник).
Эти тезисы газета взяла из выступления Никиты Хрущёва, где он сравнивает сталинские высотки и многие другие здания, отличающиеся красотой архитектуры и отделки, наличием лепнины и люстр, с церквями: «Вот шпиль построили, он похож теперь на церковь. Так? Силуэт такой, товарищи. Возьмите с Кунцево посмотрите его. Вам нравится силуэт церкви? Я как-то, знаете, не хочу спорить с вашим вкусом. Но для жилья это не нужно. Ведь и Бог-то в церкви не живёт, он для определённых целей пользуется этой церковью». И после этого Полякова лишили Сталинской премии. Хотя у архитектора этой премии и не было. Другие архитекторы в спешном порядке упрощали дома, которые уже строили, началось массовое строительство «обдирных» домов - зданий без наружной отделки, некрасивых пятиэтажных коробок.
А ниже на фотографии - Woolworth Building. Оно сильно напоминает здание МИД. Архитектор Вячеслав Олтаржевский, которому поручили в 1947 году разрабатывать проект строительства высотных зданий, получил дополнительное образование в Нью-Йоркском университете и за 11 лет жизни в США реализовал несколько проектов, в числе которых были и небоскрёбы. Набравшись опыта и идей, Олтаржевский постарался проследить за тем, чтобы развить их до максимализма, или лучше - «большевизма». Он взял неоготику и с имперским размахом превратил её в сталинский ампир.
Продолжение следует...
Оригинал моей статьи на Geektimes